Меню Рубрики

Домашнее образование как альтернатива общеобразовательной школе phorum. Школа — дело добровольное

На одном из школьных зданий висит табличка «настоящая жизнь начинается в школе». Звучит утверждающе. Однако позволю себе не согласиться, сославшись на домашнее образование как альтернативу общеобразовательной школе. Так что же на самом деле лучше: частное обучение или обычная школа?

Домашнее образование в России как альтернатива школе

В нашей стране культ школьного образования. Педагоги утверждают: «Школа — это твой дом!» Они говорят, что для того, чтобы много добиться в жизни, нужно хорошо учиться. И обязательно посещать обычную школу.

Не секрет, что качество школьного образования на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Основная причина — смена преподавательского состава, низкий уровень квалификации молодых педагогов. Да и отношение многих педагогов к своим должностным обязанностям оставляет желать лучшего.

В современной школе дают лишь шаблон, лишь теоретические знания, а вот практических навыков выживания в современном мире ребенок в достаточном количестве не получает. Единственный практический опыт — это навык общения в коллективе и привычка находиться в постоянном нервном напряжении.

Это понимают и многие родители. Они хотят дать своим детям максимум опыта и важных знаний. И, если семейный достаток позволяет, они задумываются о домашнем образовании.

В европейских странах совсем другой подход к обучению. Например, в Германии приоритетным считается развитие способностей ребенка, пробы профессий и правильная профориентация , хотя само обучение нельзя назвать углубленным. Учеников учат думать, рассуждать, высказывать свое мнение, делать выводы. Большое внимание уделяется состоянию здоровья детей, их физическому развитию и интересам.

Частное образование в России, состоящее, преимущественно,

из большого количества кружков и секций, может стать аналогом европейского образования и делать приоритет на развитие ребенка. У частной школы в России другая миссия, отличная от обычной школы, формирующая полноценную, уверенную в себе личность.

Особенности частного дошкольного образования в России

А вот по поводу домашних и оптимизма меньше. Их открывают с целью получения прибыли, поэтому все затраты оптимизируют до минимальных, платят персоналу копеечную зарплату. Ожидать особого отношения к вашему ребенку в частном детском саду не стоит. Если это не очень дорогой частный детский сад. А вот государственные детские сады на сегодняшний день получают неплохое финансирование и снабжены всем необходимым. К тому же, родители регулярно сдают деньги на игрушки и канцтовары.

Ходить в школу только на любимые уроки - это возможно! Вы знали об этом? Можно приходить ко второму или к третьему уроку, или посещать школу только три раза в неделю вместо пяти, или не ходить в школу вовсе, и при этом отлично усваивать программу .

О том, насколько широкие возможности предоставляет родителям и детям Закон об образовании, рассказала корреспонденту «МИР 24» Светлана Марзеева - автор портала «Альтернативное образование в России», создатель общественной организации «Клуб семейных школ».

Три года назад Светлана призвала родителей и педагогов совместно обучать своих детей в небольших группах, объединяясь по территориальному признаку. С тех пор таких групп в Москве уже больше сорока, и число их постоянно растет. Для кого-то такая группа – альтернатива обычной школе, а для кого-то – настоящее спасение. Вот что рассказала Светлана:

Сейчас закон предоставляет родителям буквально неограниченные возможности в выборе образовательной траектории для своего ребенка. Многие просто не верят, что можно не посещать уроки учителей, которые не нравятся, или просто нелюбимые предметы, можно отсыпаться утром, если ребенок - «сова», или посещать уроки по нескольким предметам в одной школе, а, скажем, по математике или химии - в другой, где учат интереснее. Надо только грамотно выстроить отношения со школой, где-то воспользоваться своим правом, а где-то – договориться.

Что значит «договориться»? Родители привыкли, что обязаны выполнять все требования школы. В какой части мы можем с ней договариваться?

В той части, где школа сама принимает решения в рамках закона. Дело в том, что школе тоже государством даны большие права и возможности. Любая государственная школа может выбирать не только образовательные программы, но и учебники, может сделать посещение уроков свободным, может разрешить своим ученикам учиться сразу в нескольких школах (в законе это называется «сетевое обучение»), может позволить себе маленькие классы, необычные предметы и самые современные методики. Я знаю, это звучит фантастически, но это полностью соответствует российскому законодательству. Более того, такие школы были и раньше. Например, школа № 200 (гуманной педагогики по системе академика РАН Ш.А. Амонашвили), школа № 734 (школа самоопределения Александра Тубельского).

- Давайте сначала подробнее о том, что положено по праву, о чем и договариваться не надо.

Самое главное: родители имеют преимущественные права в области воспитания и образования перед другими лицами: смотрите Семейный кодекс и ФЗ-273. Это значит, что вам, как родителю, знающему склонности и потребности ребенка, виднее, надо ли ему делать домашние задания и ходить в школу каждый день. Вы имеете право написать заявление, что вы просите перевести вашего школьника «на обучение по индивидуальному учебному плану» (ст. 34 ч.1 Федеральный закон 273-ФЗ), а затем выбрать те предметы, которые решили посещать в школе. А остальные изучать дома и сдавать по ним аттестацию (то есть, писать одну итоговую контрольную или сдавать тест, или представить реферат). Вот и все, ничего больше для этого не надо - никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей.

Точно такие же возможности дает заявление с формулировкой «прошу перевести моего ребенка на очно-заочную форму обучения». А вот какой из этих двух вариантов выбрать – это уже предмет переговоров со школой. Раньше добиться от школы разрешения не присутствовать на отдельных уроках было очень сложно, потому что таких прецедентов не было, и они воспринимались как какая-то эксцентричная выходка.

Но после того как некоторые представители администрации учебных заведений потеряли свои должности, они поняли, что это не шутка и у родителей действительно есть веские аргументы и серьезные причины. Так что, учеников, которые посещают занятия в школе только частично, становится все больше и отнюдь не только в столице, но и в регионах.

Какие же причины есть у родителей, чтобы добиваться таких условий, я бы сказала, особых? Ведь это пока еще не стало массовым явлением.

За те годы, что я занимаюсь своим проектом, я хорошо изучила причины, по которым люди обращаются к альтернативному образованию. В первую очередь - это здоровье детей. Во вторую - качество их обучения.

Дело в том, что школьная программа основана на запоминании и при этом сильно перегружена ненужной и устаревшей информацией.

Многие известные педагоги говорят о том, что невозможно выполнить тот объем заданий, которые требуют с детей, начиная со средней школы. «Школьная программа неосуществима!» – Эти слова принадлежат Алексею Битнеру, в прошлом новосибирскому учителю и директору, который сегодня помогает ученикам избавиться от школы, окончив ее экстерном.

Дети, которые честно пытаются все запомнить, испытывают постоянный стресс. Поэтому организм просто вынужден включать защитные механизмы – то есть, болезни, причем, иногда они бывают очень серьезными, даже неизлечимыми.

Тем, у кого психика более устойчива, приходится включать пофигизм, врать, притворяться, прогуливать или просто игнорировать всю эту постоянную насильственную информационную интоксикацию. На этом фоне отсутствие времени на прогулки, сокращение сна, отдыха, необходимость сидеть неподвижно по 8 часов в день – это уже «мелочи».

Это про здоровье. Теперь про образование. Такая жизнь убивает интерес не только к познанию, а вообще лишает энергии и радости. То есть, даже важные навыки и сведения детьми не усваиваются. Кроме того, за бортом школы, остается много важного, чему детей не учат.

Бесконфликтному общению не учат, находить общий язык с другими людьми не учат, финансовой грамотности не учат. Профориентация, психология, основы экономики и бизнеса - все это приходится добирать вне школы. Но когда? Если посещать школу, то времени на это просто нет.

Я помню, когда училась в школе, то нам на лето задали выучить балладу «Вересковый мед». Моей дочке задали сделать то же самое, но за три дня. Вот это очень показательная разница: все то же самое, только намного быстрее. Потому что добавилась же еще современная литература за прошедшие годы, но ничего не сократили, просто уменьшили время изучения.

В системе госшкол родители не погружаются так глубоко в образовательные проблемы, но они видят верхушку айсберга - дети в средней школе теряют интерес к учебе. И чтобы сохранить мотивацию, а заодно здоровье и радость они тоже приходят к выводу о необходимости сокращения времени, которое ребенок тратит на школу. Именно поэтому мы в последние годы наблюдаем такой всплеск интереса к альтернативным формам образования.

А как быть, если родители работают и не могут водить ребенка в школу или не готовы брать на себя ответственность за его обучение?

Если мы говорим о средней школе, то ответственность за собственное обучение подросткам уже по силам. У них уже нет такой страсти к познанию, как у малышей, но мотивация все равно есть. Например, они сами считают сложный или скучный предмет важным. Или им хочется проверить свои силы. Или эти знания нужны им для будущей профессии.

А если мы говорим о начальной школе, то там все проще. Чтобы успешно учиться в младшей школе, кому-то будет достаточно иметь хорошего учителя. Ведь не случайно все твердят: ищи не школу, ищи учителя. А если кто-то хочет большего, то можно перевести ребенка на семейное или заочное обучение, найти несколько единомышленников по соседству и вскладчину нанять педагога для обучения своих детей.

Кстати, именно так мы с несколькими родителями и поступили. Это было в 2012 году, еще до принятия последнего закона об образовании. Эту схему не я придумала, первую такую семейную школу придумал и воплотил на базе кружка для трудных подростков психолог Борис Гречухин – яркий, неординарный и внутренне очень свободный человек.

Да и кому пришла бы в то время крамольная мысль о том, что «бесплатное массовое обучение – это конфискация детей у родителей». Но громкие слова говорить несложно. А каково было создать свою собственную школу в СССР? Да еще заявив: «Никаких профессиональных школьных педагогов. С детьми занимаются студенты и родители».

К тому моменту подобный опыт был у родителей, открывших первый класс на базе собственного частного детского садика, и у нас. Я условно назвала эти группы родителей и педагогов семейными школами, но это не очень удачное название прижилось. Буквально за четыре года таких не-школ в Москве и Московской области стало больше пятидесяти. А теперь такие объединения есть уже и в Санкт-Петербурге, и в Самаре, и в Калининграде, и во многих других городах России.

Сейчас в столице и в Питере даже появился крошечный пока опыт создания школ-парков Милослава Балабана. Это школы свободного посещения, где ученики сами выбирают, какие занятия (студии) им посещать. Такой эксперимент когда-то давно впервые поставили в школе № 734.

Буквально за последние два года появился еще один вариант альтернативного обучения в началке: это классы Жохова. Владимир Иванович Жохов - заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников, разработал методику преподавания в начальной школе. Как ни странно, многие директора государственных школ взяли на себя ответственность за открытие таких классов. То есть, у некоторых альтернативных методик есть уже и поддержка в лице госшкол.

- Какие еще возможности, не замеченные широкими массами, дал нам закон об образовании?

В Федеральном законе об образовании есть очная, очно-заочная, семейная и дистанционная формы обучения. А еще есть сетевая форма, позволяющая обучаться в нескольких школах сразу. И если первые четыре так или иначе используются, то последняя только начинает осваиваться родителями и школами. Все школы (и частные, и государственные) могут заключать между собой соглашения о сетевом взаимодействии. Это значит, что ученик может обучаться по разным школьным предметам в разных школах, если они заключили между собой соответствующее соглашение.

Например, частная Международная Школа Завтрашнего Дня (МШЗД) формирует дистанционные классы, которые удаленно обучаются русскому языку по методике Ольги Соболевой и под ее методическим руководством. Такая возможность пока есть только в этой российской школе, но обучаться в ней могут дети из любого уголка России.

При такой форме получения образования ученики могут не посещать занятия по русскому в своей основной школе: там зачитываются оценки, которые они получают в МШЗД. Они и фигурируют в табелях успеваемости и личном деле учащегося.

Очень жаль, что такие перспективные формы обучения пока мало используются. Но так здорово, что они есть, что наше государство законодательно позаботилось об этом.

Ну хорошо, а если ребенок по некоторым предметам учится дома, то как и кто контролирует его знания, и не приведет ли такое вольное обращение со школьной программой к снижению качества знаний? Ведь родители редко объективно могут оценить уровень знаний своих детей.

По тем предметам, которые ребенок посещает частично, в классе проводятся контрольные, опросы и прочие многочисленные т.н. срезы знаний. А по тем предметам, которые ребенок не посещает, школы контролируют уровень знаний с помощью аттестаций. Они могут быть один, два, три раза в год, по усмотрению родителя и там, где он захочет - хоть в государственной, хоть в частной школе.

Если руководствоваться законом, то де юре вообще обязательны только ГИА и ЕГЭ. Но де факто у нас родители и их дети все же предпочитают ежегодно или раз в полгода сдавать аттестации по тем предметам, которые не посещает ребенок. Во-первых, чтобы быть уверенными, что он благополучно осваивает программу, а во-вторых, чтобы иметь на руках документы, это подтверждающие.

- Почему же все-таки многие школы с трудом соглашаются на такие эксперименты?

Многие, наверное, и не соглашались бы, но их обязывает закон. Я думаю, что к этому не готовы прежде всего родители. Например, теоретически школа имеет право начинать обучение не в 8.30, что, на мой взгляд, вредно для здоровья, а в 9.30 или в 10.00.

Я помню, как мы рассказывали об успехах детей директору крутого лицея, откуда мы забрали детей, чтобы учить их самостоятельно. И она нам сказала: «Конечно, ведь они же у вас высыпаются!». Сама она понимает пользу от этого, но не может сделать время начала учебы позже, потому что каждое утро в 8.00 и даже раньше ей под дверь закрытой школы приводят детей, которых родителям некуда деть. То есть, учебные заведения просто отвечают родительским запросам. Если в школе, где учится моя дочь, директор разрешит свободное посещение для всех, его родители живьем съедят!

Заместитель директора одной из школ в Царицыно недавно рассказывал мне, что именно родители выступили против свободного посещения школы, когда его в этой школе хотели ввести. Тогда сам этот замечательный педагог, кандидат исторических наук, ввел свободное посещение только на своих уроках.

Первые две недели к нему вообще никто не пришел! Дети просто не могли поверить в такую «лафу». А потом стали заглядывать, чаще и чаще. А потом история стала у многих любимым предметом. Дети не бросят школу, если их перестанут заставлять туда ходить. Они просто станут делать это с пользой для себя.

Татьяна Рублева

О СИЛЕ ПРИВЫЧКИ

Участники опроса, проведенного аналитической службой Рамблер по заказу «МИР 24», рассказали, какую форму среднего образования они считают наиболее правильной для ребенка.

Большинство респондентов (70%) поддерживают существующую в России школьную систему. Они ответили, что наиболее правильной является форма среднего образования «стандартная - как у всех».

За вариант «альтернативное образование с индивидуальным подходом» проголосовали 20% опрошенных. В голосовании приняли участие 1168 респондентов.

На третьем месте по популярности (8%) оказался вариант, предполагающий, что часть уроков можно изучать в школе, а часть – дома. Меньше всего респондентов (2%) сочли правильным домашнее обучение без посещения школы.

Вот и прозвенел очередной звонок, возвещающий начало нового учебного года. Кто-то пошёл в этом году в первый класс, а для кого-то первый звонок прозвенит в будущем году, а пока он только готовится стать школьником. Но есть среди будущих первоклашек ребята, кто первого сентября не пойдёт в школу. Эти дети вполне здоровы и достигли уже «призывного» возраста. Просто они учатся дома. Если выражаться точным языком закона – получают семейное образование. Мы, пожалуй, не будем сейчас вдаваться в рассуждения о плюсах и минусах такого обучения. На эту тему сказано уже достаточно много слов. Как человек, сам учившийся таким способом, и как мама, готовящая свою дочь к такому виду обучения, я скажу честно – лично я минусов у семейного образования не вижу. Единственный «минус» — нужно быть рядом с ребёнком постоянно, по крайней мере, в начальной школе. Может быть, и существуют малыши, способные самостоятельно грызть гранит науки в столь нежном возрасте, но что-то мне подсказывает, что их ничтожно мало. То есть при таком варианте обучения либо мама не работает (или работает дома), либо родители как-то чередуются между собой. А это приемлемо и возможно не для каждой семьи. Есть ещё момент, делающий домашнее обучение проблематичным, если не невозможным — не каждый ребёнок способен воспринимать маму как учителя. Такое бывает. При этом ребёнок может быть каким угодно покладистым и послушным, мама может быть для него очень авторитетным человеком, и у них могут быть очень добрые и доверительные отношения. Просто для такого ребёнка мама – это МАМА, большая, добрая и мягкая, она пахнет молоком с печеньем и никак не ассоциируется со школьной учительницей. В таком случае домашнее обучение, может быть, и не нужно. Больше «противопоказаний» я не вижу. Поэтому давайте договоримся, что мы будем говорить о подготовке ребёнка (а вернее всей семьи) к домашнему обучению, подразумевая, что решение уже взвешено и принято.

Такой способ обучения сейчас становится всё более востребованным. На этот шаг решаются родители с разным образованием и разным мировоззрением. У всех разные причины для такого решения – кого-то категорически не устраивает система школьного образования, кого-то пугает агрессивность среды сверстников, кто-то бережёт нервы и время своего ребёнка для занятий будущей профессией или просто любимыми делами – школа «съедает» слишком много времени, а кому-то просто так удобнее из-за частых переездов. Совсем чуть-чуть, буквально пару абзацев посвящу теории вопроса.

Существует два понятия: «анскулинг» – это когда ребёнок получает образование совсем без школы, и «хоумскулинг» – когда ребёнок сдаёт экзамены в образовательном учреждении, то есть, прикреплён к нему. В России сейчас ансуклинг возможен только теоретически. Да, по закону можно прийти через 11 лет на итоговые экзамены, а всё время учиться дома, но в то же время другой закон обязывает всех детей, достигших восьмилетнего возраста, где-то и каким-то образом учиться. Доказать, что твой ребёнок дома учится, а не лишён нерадивыми родителями своего права на образование, может быть непросто. Поэтому правозащитники в этой сфере рекомендуют всё же быть «при школе», держать с ней периодическую связь, дабы избежать возможных проблем с органами опеки.

Такими детьми может заниматься любая общеобразовательная школа, но на практике далеко не каждая на это идёт. Закон это допускает – обязать школу заключать договор о семейном обучении никто не может. Зато «домашний» ребёнок при желании может учиться в любом городе, не зависимо от своей прописки. В больших городах проще – таких школ больше, в маленьких же часто есть единственная школа, в которой сдают экзамены дети, находящиеся на семейном обучении.

Не все знают, что родителям, обучающим детей дома, полагается ежемесячная денежная компенсация. Но часто школы в ней отказывают. Это незаконно. При желании можно добиться этой компенсации через звонки в департамент образования – закон на стороне родителей. Но делать это или нет – решать вам. Вот, пожалуй, и вся теория.

Моя дочка через год станет первоклассницей, значит пора нам, как и всем другим будущим первоклассникам, начинать подготовительный учебный год. И тут я задумалась и поняла, что ребёнка к такому обучению совершенно не нужно готовить как-то специально. (Вот, кстати, и ещё один плюс домашнего образования!). Ребёнку достаточно быть развитым по возрасту и обладать хотя бы минимумом знаний и навыков. Что изменится для моего ребёнка с появлением школы? Ничего. Она будет развиваться и обучаться так же, как делала это раньше — в своем ритме, в своём «стиле», со своей скоростью. Очевидно, занятия «за столом» из более-менее регулярных превратятся просто в регулярные. Вот и всё, пожалуй. Тут требуется пояснение: под занятиями «за столом» на сегодняшний день я подразумеваю тренировку навыков письма письменными буквами и обучение записи и чтению математических действий. То есть такие вещи, которые хочешь или не хочешь нужно прорабатывать и тренировать. Все остальные знания мы стараемся получать не за столом, а из жизни, не выделяя для них специального времени. «Застольное» творчество (рисование, выжигание, вышивание, лепка) и чтение у нас тоже не числятся в списке занятий, потому что естественным образом возникают сами собой постоянно. Просто все вопросы, уроки и задачи, которые ставит перед нами жизнь, мы встречаем радостно и открыто, всегда стараемся узнать чуть-чуть больше, чем предлагает ситуация. Пример: мы весной меняли крышу нашего дома, и вдруг увидели на фронтоне дома гнездо птицы с птенцами. Конечно, стройку пришлось ненадолго отложить. Но что значит ненадолго? Чтобы это узнать, мы позвонили в наш орнитологический центр, пообщались со специалистами, перелистали не один раз фотокаталог «Птицы России», прочитали большое количество статей в интернете, посмотрели не одну передачу и, конечно, каждый день наблюдали за гнездом. Узнали, кто у нас под крышей домик построил, как долго птенцы будут жить в гнезде, а попутно открыли для себя массу интересных и разнообразных сведений из жизни других пернатых нашего региона. Всё это было при активном участии дочки, и я уверена, что из полученных знаний ей запомнилось многое, потому что эти знания пришли к нам вовремя, естественным путём, а не были придуманы и запрограммированы заранее: «а сегодня у нас начинается тематическая неделя «птицы».

И таких примеров я могу привести великое множество, они ежедневны. Жизнь сама составляет замечательную и разнообразнейшую учебную программу, и, что интересно, она всегда оказывается «по росту» ученику. Я очень хочу, чтобы мы с дочкой как можно дольше обучались именно так, решая реальные задачи, а за столом с учебниками и тетрадками лишь обобщая то, что узнали, увидели, почувствовали, открыли на практике.

Единственное новшество, которое нас ждёт – это экзамены. Сверстники, посещающие школу, столкнутся с ними заметно позже. Вот к этому ребёнка и надо подготовить. К общению с педагогом-экзаменатором. Что это значит? Это значит полно и точно формулировать каждый свой ответ и каждую мысль, это мама поймёт с полуслова, а учительница не обязана этого делать. Второе – не бояться непонятных вопросов, зачастую вопросы знакомые, просто заданны они в непривычной ребёнку форме. Не стесняться уточнить, переспросить, начать рассуждать на основании того, что ясно и понятно.

Что я для этого делаю сейчас?

Вот, пожалуй, и вся наша подготовка к школе. А вот кому нужно действительно готовиться к первому классу, так это маме. Очень много вопросов на которые она должна ответить до того как её сын или дочь станут «домашним» учеником.

  1. Режим учебы – он будет близким к школьному или более спонтанным? Это зависит от характера ребёнка, от образа жизни семьи, от привычек и распорядка.
  2. Мама должна продумать и построить работу таким образом, чтобы избежать «авралов» – к зачётам нужно успевать спокойно и без нервов.
  3. Можно учиться по одной из школьных программ, а можно обойтись и без них. Это нужно решить заранее. Если нужно, то изучить и выбрать самую приемлемую программу для конкретного ребёнка.
  4. Все предметы будут изучаться параллельно, или мы будем «погружаться» в каждый предмет отдельно? Возможно и совмещение этих приёмов. Тоже хорошо бы задать себе этот вопрос заранее и, возможно, попробовать варианты в предшкольный год.
  5. Ну, и риторический вопрос: как сделать так, чтобы учёба дома не превращалась в филиал школы с многочасовым ежедневным сидением «на попе» за столом. Что-то можно делать устно, что-то походя, что-то на прогулке, что-то лёжа на диване и так далее — у мамы должно быть много идей и вариантов, которые при необходимости можно быстро менять.

Внушительный список вопросов получился. Так что отправим-ка мы в подготовительный класс маму, а ребёнок пусть продолжает своё образование своим чередом. Мама должна подготовиться так, чтобы все нововведения, связанные с появлением в жизни семьи контролирующего ока школы, для ребёнка были бы плавными и незаметными, а значит и безболезненными.

И напоследок ещё один вопрос, пожалуй, самый важный в домашнем обучении – куда ребёнок денет освободившееся время? Времени на жизнь при таком способе обучения остаётся гораздо больше. Так вот куда его ребёнок потратит? Есть ли у него любимые дела? Живёт ли он насыщенной жизнью или будет слоняться до дому от телевизора к компьютеру? В таком случае домашнее обучение теряет всякий смысл.

Вот и всё. Благодарю за внимание. А всем будущим первоклассникам и их родителям, выбравшим такой не самый лёгкий, но очень интересный и полный разнообразных возможностей путь создания своего образа — ОБРАЗования — желаю всяческих успехов!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

"Когда-то необразованными были те, кто не ходил в школу. А сейчас как раз наоборот…"(Французский новеллист Поль Гу).

Многие женщины, когда становятся матерями, решают, что подарят своему ребенку самое главное — детство. Иными словами, не будут ломать его натуру. Не будут заставлять стоять, когда хочется бегать, не будут усаживать, если хочется стоять, не будут загонять домой, когда хочется поиграть на улице. Не будут отмахиваться от его желания получать ответы на свои вопросы. Тем не менее расстановка приоритетов в пользу воспитания в ребенке свободной личности по факту нередко приводит к серьезному конфликту со всей школьной системой образования. Интересно, кстати, что само слово "школа", которое часто ассоциируется с невыспавшимися ночами, подорванным здоровьем, сомнительными знаниями, на самом деле переводится как "досуг".

Школьное образование — сплошные минусы?

Веками дети учились дома. Родители или сами занимались образованием, или нанимали с этой целью специальных учителей и гувернера. Ситуация меняется только с наступлением девятнадцатого столетия, когда на смену тогдашнему домашнему обучению приходят школы в привычном для нас виде. Кстати, современный вид этих школ не критикует, наверное, только ленивый. Прежде всего, школьную систему обвиняют в том, что она отбивает у детей всякую охоту учиться. Материал излагается очень монотонно в чрезвычайно нудной манере. На уроках, где присутствуют по 30 человек одновременно, педагог при всем желании не может разглядеть отдельного ученика. Как следствие, ребенок устает, теряет всякий интерес к учебному процессу.

Учиться же для ребенка естественно. Любой карапуз-дошкольник готов замучить до полусмерти своих родителей вечными "почему" и "зачем". Родители готовы купить любопытному крохе все детские игрушки в Москве , только чтобы остановить поток его вопросов. Тем не менее, сев за парту, любопытство, интерес и жажда получения ответов куда-то исчезает. Почему? Из-за все той же ошибочной системы. Школьник чрезвычайно перегружен всякой бюрократической тягомотиной. А если серьезно, то мы, например, не наблюдаем непосредственной связи между отсчитыванием клеточек между выполненными заданиями и освоением теоремы Пифагора. Одно очевидно: Леонардо да Винчи современными педагогами был бы заклеймен как абсолютно бездарная личность, не способная даже писать слева направо, как это делают все нормальные люди.

Кроме того, система, где один взрослый человек (не всегда с прекрасными нравственными способностями) на много лет становится для маленького человечка Господом Богом приводят к многочисленным дискриминациям и унижениям того ребенка, который рискнул отличаться от других, либо просто не пришелся по нраву классному руководителю… Нервные срывы, сломанная психика, самоубийства — побочные эффекты сегодняшнего образования.

Еще одна примета нашего времени — поломанное здоровье подрастающего поколения. Принудительные отсидки на одном месте, таскание тяжелых рюкзаков, домашние задания до рассвета, психические перегрузки, идеологические часы делают свое дело. Вот список неизбежных спутников наших детей: заболевания органов дыхания, расстройства пищеварения, заболевания костной системы, заболевания органов кровообращения. Так неужели школьное образование наносит только вред? С этим согласятся очень и очень многие.

Домашнее обучение как альтернатива школьному

Так какой выход здесь может быть? Разве что не водить ребенка в школу. Некоторые родители так и делают. Более того, популярность домашнего обучения набирает обороты. Передовыми в этой области являются Канада и США. Так, в Канаде в 1980 г. на домашнем обучении было только лишь около 3 000 детей. В 2003 г. таких детей было уже 77 523, или 3,8% от всего количества зарегистрированных учеников.

В Соединенных Штатах в 1985 г. лишь 50 000 детей обучались дома. В 1993 г. их было уже 300 000. В 2008 г. – несколько миллионов. На сегодняшний день на домашнем обучении находятся от 4,4 до 7,4% всех школьников США. В 2006 году среди северо-американских родителей, которые высказались за перевод своих детей на домашнее обучение было проведено специальное анкетирование с целью выявить их мотивацию. Так вот, такую форму обучения они выбрали, потому что:

  1. Она дает возможность заложить у ребенка свою систему ценностей;
  2. построения плотных и сильных связей между родителями и детьми;
  3. Дает возможность для ребенка общаться со взрослыми и детьми на высшем уровне;
  4. Позволяет избавиться Гарантирует лучшие академические показатели;
  5. Дает возможность избежать негативных влияний (наркотики, алкоголь, ранний секс) через контролируемые позитивные контакты со сверстниками;
  6. Обеспечивает физически более благоприятные условия обучения.

В России домашняя система образования не имеет пока широкого распространения. Тем не менее, говорить о том, что ее нет, не приходится. Родители, которые решили не водить свое чадо в школу, пользуются тем, что общеобразовательные учреждения нашей страны могут оказывать "аттестацию в порядке экстерната для лиц, которые получают общие базовое и среднее образование самостоятельно". Разрешение на домашнее образование в России было закреплено аж в 1992 году указом тогдашнего президента Российской Федерации. При этом российские школы обязаны способствовать желанию родителей просвещать своих детей дома. На данный момент в нашей стране действуют многочисленные сайты, ассоциации, направленные на помощь семьям, которые выбирают для своих детей получение образования на дому. Кроме того, согласно российскому законодательству, таким родителям даже причитаются выплаты со стороны государства.

О том, что нужно, чтобы перевести своего ребенка на семейную форму образования

Помните известную фразу персонажа книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» Гекльберри Финна: «Я не позволю‚ чтобы хождение в школу мешало моему образованию»? Она, можно сказать, иллюстрирует позицию тех родителей, которые решили дать образование своим детям в форме семейного обучения. Таких родителей с каждым годом становится все больше, в том числе в Татарстане, где семейное образование входит в моду. «Реальное время» решило изучить этот феномен. В первом материале мы рассмотрим, что такое семейное образование, согласно российскому законодательству, и во сколько оно обходится родителям.

Что такое семейное образование?

Домашнее обучение - это самая древняя форма получения образования. Она существовала задолго до появления школы в том виде, в каком мы ее знаем. Многие века обучение на дому было единственным способом получения образования. Богатые семьи нанимали учителей, гувернеров, которые знакомили детей с различными науками, а бедные семьи справлялись своими силами: родители передавали детям навыки ведения домашнего хозяйства, ремесло, которым владели сами. Причем, роль домашнего учителя не ограничивалась только передачей информации, они были еще и наставниками, воспитывали своих подопечных. Например, в Древней Греции учитель обсуждал с учениками (причем, только с юношами) вопросы нравственности, философии, религии.

В России до времен царствования Петра грамоту изучали по церковным книгам, а образование могли давать только русские учителя. Петр Первый усилил положение светской культуры в государстве, и на протяжении нескольких столетий преклонение перед западным образом жизни среди высших кругов ввело в моду немецких и французских гувернеров.

Посл е революции ситуация резко изменилась. В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. И обеспечить его должны детям родители или лица их заменяющие. В то же время закон предусматривает различные формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности - как в стенах школы, так и вне ее. Вне школы образование и обучение предусмотрено лишь в двух формах: в семейной форме и в форме самообразования.

Нужно сразу прояснить, что в своей статье мы не говорим о форме домашнего обучения, когда речь идет о детях, нуждающихся в длительном лечении, детях-инвалидах, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. В этом случае школа с согласия родителей берет на себя организацию учебного процесса на дому: предоставляет бесплатно учебники, справочную литературу, разрабатывает индивидуальный учебный план, обеспечивает учителями, проводит аттестацию ученика. Родители же только создают условия для обучения на дому.

В России на протяжении нескольких столетий преклонение перед западным образом жизни среди высших кругов ввело в моду немецких и французских гувернеров. Репродукция литографии с сайта cheloveche.ru

В случае же семейного образования родители берут на себя всю ответственность за получение образования ребенком. Как сообщили «Реальному времени» в Министерстве образования и науки РТ, основные моменты, регламентирующие получение образования в семейной форме образования, прописаны в письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 и в действующем законодательстве в сфере образования. В письме говорится, что при выборе семейной формы образования родители (законные представители) обязаны взять на себя всю ответственность за организацию учебного процесса ребенка, чтобы он смог овладеть знаниями, умениями, навыками, приобрел опыт деятельности, развил свои способности, научился применять знания в повседневной жизни, а также был мотивирован получать образование в течение всей своей жизни. Родители должны сделать так, чтобы ребенок получил объем знаний, который не ниже нормы, установленной федеральным стандартом (ФГОС).

Что нужно сделать, чтобы перейти на семейное образование?

Перейти на форму семейного образования вы можете в любое время - с 1-го по 11-й класс. Вместе с тем, по решению родителей и с учетом мнения ребенка, можно на любом этапе обучения изменить форму получения образования - например, вернуться в школу.

Если вы решили перевести своего ребенка на семейное образование, то вам необходимо подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого вы проживаете. Вы можете сами выбрать школу, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, или попросить определить вас в какое-то место. По желанию родителей, такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года. Если ваш ребенок уже обучается в школе, то вы можете обратиться к директору с заявлением о переходе на семейное образование.

При этом вы можете организовать обучение своего ребенка в очно-заочной или полностью заочной форме, то есть вы можете договориться со школой, что будете посещать некоторые уроки по своему усмотрению.

Дети на семейном обучении совершенно бесплатно могут проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в выбранной школе. Образовательная организация должна самостоятельно разработать и утвердить порядок проведения аттестации, причем этот регламент должен быть размещен в открытом доступе, на сайте школы. И порядок прохождения аттестации должен учитывать мнение родителей, исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала ребенком.

Родители и обучающиеся не вправе требовать от школы, когда и в какой форме она будет проводить аттестацию, но вы можете выбрать ту школу, сроки и форма аттестации в которой вас устраивают. Однако важно отметить, что прохождение промежуточной аттестации ребенком, который получает образование в форме семейного образования, - это его право, а не обязанность. То есть он не обязан проходить промежуточную аттестацию вплоть до 9-го класса, когда можно пройти итоговую аттестацию и получить аттестат об основном общем и среднем общем образовании.

Школа должна обеспечить получающих семейное образование детей учебниками и учебными пособиями. Фото bibliokniga115.blogspot.ru

Школа, где вы сдаете итоговую аттестацию, не несет ответственности за качество образования. Она ответственна только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Дети на семейном образовании обладают всеми академическими правами. Они наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Кроме этого, дети на семейном образовании могут рассчитывать на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Школа должна обеспечить получающих семейное образование детей учебниками и учебными пособиями. Если ребенок испытывает трудности в освоении общеобразовательной программы, местные органы власти должны предоставить ему психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Цифры: Татарстан

Учет детей, которые получают семейное образование, ведут не школы, а органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. «В связи с тем, что число таких детей постоянно изменяется, статистика по детям, получающим общее образование в семейной форме, ведется только на уровне органов управления образования муниципальных районов и городских округов», - сообщила руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. Однако она отметила две основные тенденции. Во-первых, число детей, получающих общее образование в семейной форме, в Татарстане постоянно растет. Во-вторых, максимальное число таких детей наблюдается в крупных городах, а именно в Казани и Набережных Челнах. Так, в Челнах на семейном образовании обучается 23 ребенка, в Казани - 148. При этом, отмечает она, причины, определяющие выбор данной формы освоения образовательной программы, самые разнообразные.

Об успеваемости таких учеников в Минобрнауки РТ нам не сообщили, однако заметили, что «не все родители (законные представители) могут обеспечить высокое качество образования при его получении в семейной форме».

Число детей, получающих общее образование в семейной форме, в Татарстане постоянно растет. Фото aktanysh.tatarstan.ru

«На домашнем образовании без помощи репетиторов не обойтись»

Кандидат педагогических наук, директор частного образовательного учреждения «Психолого-педагогический центр раннего развития детей «Егоза» Наталья Реснянская заметила, что чаще всего родители принимают решение перевести ребенка на семейное образование, когда понимают, что методы преподавания в массовой школе на сегодняшний день не позволяют ребенку получить образование необходимого уровня. Мы не будем подробно останавливаться на тех недостатках современных общеобразовательных школ, которые отмечают родители. Вкратце - это низкий профессионализм педагогов, принудительная система домашних заданий, угнетающая система оценок, не всегда доброжелательная атмосфера в среде одноклассников, где дети перенимают друг у друга вредные привычки и пр. «В случае домашнего образования ребенок лишен стрессообразующего фактора школы, урочной оценочной системы. И плюс он получает индивидуальный подход, который школе сейчас, к сожалению, удается только позиционировать, а никак не реализовывать», - сказала «Реальному времени» Реснянская.

Как правило, на уровне начальной школы родители сами занимаются с детьми. Чаще всего это делает мама, которая нигде не работает и может посвятить время детям.

«Единицы родителей обладают широким кругозором. На начальном этапе они справляются, но дальше идут физика, химия, и родитель не всегда является специалистом в этой области. Поэтому без помощи репетиторов на домашнем образовании не обойтись. Я знаю случаи, когда две-три семьи объединяются и берут репетитора вместе - например, по физике», - говорит Реснянская.

Таким образом, ресурсы, которыми должны располагать родители, переводящие детей на семейное образование, не ограничиваются только временем.

«Час репетитора стоит от 500 до 1 000 рублей. В первые годы можно нанять одного учителя по математике, чтению и русскому языку - это обойдется в 15 тысяч в месяц. Если брать старшие классы - для получения домашнего образования нужно минимум 20 тысяч рублей. Но это только с учетом того, что родитель часть программы берет на себя - то есть историю, обществознание и другие гуманитарные дисциплины. В помощь родителям - Интернет, и если родитель обладает критическим мышлением, он сможет дать ребенку информацию, чтобы он сдал экзамены», - рассуждает Реснянская.

Впрочем, и обучение в общеобразовательной школе в очной форме не обходится дешево. По мнению родителей, если посчитать все затраты на ремонт, охрану, дополнительные нужды, питание, а также на тех же репетиторов, к помощи которых прибегают большинство даже посещающих школу детей, то сумма получается примерно та же.

Детям нужно не только получать знания, но и социализироваться в детском коллективе, считает Гузель Удачина. Фото Романа Хасаева

«Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала»

Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина в беседе с «Реальным временем» отметила, что семейная форма обучения предусмотрена сегодня федеральным законодательством потому, что оно оставляет право родителю самому решать, что есть хорошо и что есть плохо для их детей - государство предоставляет родителям разные возможности и способы: «Мы стоим сегодня на позиции презумпции добросовестности исполнения родителями своих родительских обязанностей, что родитель априори не может поступать вопреки интересам своего ребенка, что ему виднее, как лучше организовать его обучение».

«Однако я не поддерживаю такую практику, хотя она совершенно законна. Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала, - говорит Удачина. - Родителям нужно подумать о том, что детям нужно не только получать знание, но и социализироваться в детском коллективе. Ведь им потом придется жить в обществе и строить отношения с ребятами, нужно уметь дружить. С точки зрения интересов ребенка, лучше организовать его нормальное очное обучение на общем основании. Я против, прежде всего, потому, что нарушается социализация, погружение в социум, общение со сверстниками».

Сторонники семейного образования замечают, что вопрос социализации решается тем, что дети в свободное от обучения время занимаются в студиях, кружках, секциях. «Он не оказывается в домашнем замкнутом кругу. У него широкий круг общения. Как правило, такие родители много ездят, и ребенок не просто по учебникам узнает об окружающем мире, а наоборот, они дают ему возможность увидеть мир своими глазами, потрогать, посмотреть. Я знаю несколько таких семей. И с точки зрения полноценности жизни, такие дети ничем не обделены. Потому что от количества времени, проведенного в школе, не зависит качество полученного знания», - говорит Реснянская. По ее мнению, еще лет 20 назад можно было поспорить и сказать, что «школа дает нечто иное, чего не может дать семейное образование»: «Но сейчас школа, к сожалению, утратила воспитательную функцию, которая раньше у нее была. Если бы у меня было свободное время, я бы непременно забрала своих детей на семейное образование. Сейчас мои дети учатся в частной школе. И хотя там маленькие классы, кризис педагогических кадров сегодня налицо».

Однако и сторонники семейного образования согласны с тем, что оно - далеко не для всех. И дело не только в финансовых затратах. Далеко не все родители способны сами организовать обучение детей, более того, большинство родителей относятся к школе как к «камере хранения», куда они «сдают» ребенка на определенный срок и куда приходят только в том случае, когда он сделал что-то нехорошее. «На семейное образование выходят думающие родители, которые заинтересованы не только в образовании, но и вообще в психическом, эмоциональном здоровье ребенка. Они заинтересованы в образовании в его изначальном смысле - чтобы ребенок на всю жизнь сохранил желание познавать мир, учиться и развиваться. И я могу сказать на примере своих знакомых: их дети с легкостью сдают экзамены, у них достаточно обширный кругозор, и они легко справляются с учебной программой», - полагает Реснянская.

«Это нормальная форма. Это когда родители не довольны школами вообще или своей конкретно и начинают учить ребенка сами. Особенно это хорошо для маленьких детей. Я знаю семью, где семеро детей, и родители в ней сами на уровне начальной школы образовывают детей. И позже дети приходят к нам в школу нормальные - веселые, счастливые, не забитые обычной школой. Семейное образование - это гибкая форма, которая позволяет родителям участвовать в образовании своего ребенка, если они хоть в чем-то не согласны с концепцией конкретно той школы, которая находится рядом с домом, или же с учителями. Вы же знаете, у нас в школах много проблем - зарплата у учителей низкая, конкурс маленький, далеко не все хорошие студенты пединститутов пойдут в школу», - сказал «Реальному времени» российский и финский педагог, создатель и директор школы «Специализированный олимпиадно-научный центр» (СолНЦе) Павел Шмаков.

Семейное образование - это гибкая форма, которая позволяет родителям участвовать в образовании своего ребенка, отмечает Павел Шмаков. Фото shraibikus.com

Шмаков отметил, что форма семейного образования существует во многих странах мира: «Буквально несколько лет назад в Германии не было такой формы. На одну из международных конференций немецкие учителя приехали с воззванием помочь, чтобы в их стране это появилось. Потому что у них действует еще гитлеровский закон об образовании. Он нормальный, но не позволяет детям сидеть дома - дети были обязаны ходить в школу». Педагог говорит, что пока в нашей стране чиновники настороженно относятся к семейной форме образования: «Если ребенок учится дома, то у школы появляется еще один вид отчетности. А у нас в стране уже достаточно плотно с бумагами, учителя завалены разными формами отчетов. И есть такая грустная шутка среди учителей: школа - это то место, где дети мешают учителю заполнять отчеты».

«Семейное образование - прогрессивная форма получения образования. Конечно, лучше бы школы были хорошими и разнообразными, тогда потребность в такой форме отпала бы. Но, так как школы у нас далеко не все хорошие, потребность в такой форме сегодня растет», - резюмирует Шмаков.

Более подробно о том, чем мотивированы родители, переводящие своих детей на семейную форму образования, а также об опыте семей, в том числе казанских, читайте в следующих материалах «Реального времени», посвященных этой теме.

Наталия Федорова