Меню Рубрики

Дидактический материал дошкольного образования. Дидактические пособия своими руками

КУ Урайский специализированный Дом ребенка

Коррекционно – развивающая программа

Вторая группа раннего возраста.

Подготовила

Воспитатель

Даянова Лилия Камиловна

Введение .

Примерная коррекционно-развивающая программа для работы с детьми раннего возраста базируется на «Программе воспитания и обучения детей» под редакцией М.А. Васильевой, ведущими целями которой являются создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, что дает возможность осуществлять всестороннее развитие и воспитание.

Важнейшие задачи воспитания детей раннего возраста:

· создавать условия, способствующие развитию двигательной активности, поддерживающие бодрое состояние детей;

· продолжать осуществлять сенсорное восприятие, совершенствовать зрительное, слуховое восприятие, формировать простейшее представление об окружающих предметах и явлениях;

· приучать действовать с предметами домашнего обихода и игрушками в соответствии с их особенностями и назначением;

· продолжать развивать у детей память, элементарную познавательную деятельность, обогащая связи с окружающей средой, воспитывать внимание;

· обогащать понимаемый и активный словарь, учить понимать слова, обозначающие предметы, действия, приучать внимательно слушать речь взрослого, выполнять словесные поручения;

· формировать предпосылки нравственного поведения, положительные привычки, эмоциональную отзывчивость;

· формировать предпосылки эстетического отношения к окружающему миру.

В целях планомерного воздействия на развитие детей проводятся дидактические игры и занятия. Необходимо приучать детей на занятиях слушать, следить за тем, что делает и показывает воспитатель, подражать его словам и действиям. Знания, умения, полученные на занятиях, закрепляются в процессе повседневного общения с детьми: во время прогулок, самостоятельных игр, в быту.



Для прочного усвоения программных требований всей группой необходима неоднократная повторяемость одних и тех же занятий. Повторение занятий имеет свои положительные стороны, так как дает возможность путем неоднократных упражнений закреплять получаемые знания и умения. Точное повторение занятия практикуется в тех случаях, когда успешное выполнение поставленной задачи зависит от правильных движений и действий детей с предметом или когда повторение помогает им преодолеть затруднение, например, при произнесении звука, слова. При повторении занятий с применением нескольких предметов или игрушек, сохраняя одно и то же программное содержание, следует непременно привлекать новый материал дополнительно к уже известному. Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие маленькие шарики, а на другом – большие и маленькие матрешки или собачки.

С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа.

Эмоциональный характер дидактических занятий с детьми второго года жизни диктует особенность их возрастного развития – непроизвольностью внимания: ребенок способен сосредоточиться только на том, что его привлекает своим содержанием, внешним видом, новизной, вызывает в нем положительные чувства, переживания.

Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, педагог должен широко использовать на занятиях приемы наглядности : называть предмет, дать возможность потрогать его; на прогулке организовать показ грузовой машины; в комнате подвести детей к окну, привлечь их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко.

Работа с детьми начинается после тщательного обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребенка. Диагностика осуществляется группой специалистов: невропатологом, отоларингологом, ортопедом, психиатром, педиатром, психологом, дефектологом.

После обследования делается общий вывод об уровне психического, моторного, социального и речевого развития, состояние его социальных функций, неврологического статуса.

Основной диагноз у детей в группе – задержка психического развития (ЗПР). Вариативность отклонений воспитанников имеет широкий диапазон: от «педагогической запущенности» до состояния, пограничного с умственной отсталостью. Дети, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне простого манипулирования игрушками. Многие дети моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, дети не могут точно, координировано выполнить различные движения после показа взрослым.

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте.

Программа имеет 5 разделов: социальное развитие, расширение ориентировки в окружающем и развитие речи, развитие движений, игры-занятия с дидактическим материалом, игры-занятия со строительным материалом. Второй раздел (расширение ориентировки в окружающем и развитие речи) сопровождается коррекционно-развивающей работой.

В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательно–сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие – средством для развития речи. Именно поэтому в данной программе речевое развитие дается в единстве с познавательным и двигательным.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Пояснительная записка

Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Для достижения целей общения ребенок широко пользуется внеречевыми средствами (мимикой, жестами, действием). Постепенно он переходит к речевому общению, которое впоследствии становится главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей и чувств. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями. Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятными слушателям, а значит, активно участвует в речевом развитии. Действие воспитателя - учить переходить с языка жестов, мимики к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз.

Роль взрослого на данном возрастном этапе заключается в закреплении умения садиться на стул, пить из чашки. С 1 года 2 мес. необходимо воспитывать умение пользоваться ложкой, приучать самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды, при одевании учить надевать и снимать носки, ботинки, шапку.

Необходимо:

Продолжать формировать поведение в соответствии с нормами и правилами: разговаривать спокойно, тихо вести себя в спальне,

Учить детей понимать слова нельзя, можно, нужно и действовать в соответствии с их назначениями,

Приучать бережно относиться с игрушками, убирать их на место,

Учить воспринимать различные мелодии, художественное слово, учить подражать действиям взрослого,

Учить контактировать со сверстниками, называть имя другого ребенка,

Учить умываться и мыть руки, самостоятельно есть любые виды пищи,

Способствовать развитию у детей веры в свои силы.

Основными задачами социального развития детей раннего возраста являются:

Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости в общении со взрослыми, сверстниками,

Воспитание умения действовать рядом со сверстниками, что закладывает начало совместной деятельности.

Формирование эмоционального контакта с окружающими,

Развитие представления о хозяйственно–бытовом труде взрослых.

СЕНТЯБРЬ

Задачи развития Организация среды
Учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест. Учить проявлять социально значимые жесты и мимику (жалеет). Формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным значением. Учить узнавать себя в зеркале, показывать на себя и побуждать называть свое имя, учить повторять действия перед зеркалом. Формирование своего «Я» Игра: « Кто это?» (1.3с. 8). Методические приемы: 1.Воспитатель создает специальные ситуации. Игра: «Кукла заболела»(1.1с.15). Методические приемы: 1. По показу или просьбе взрослого «пожалеем куклу». Формирование своего « Я» Игра: «Испечем оладушки» (1. 3с. 7). Методические приемы: 1. Создать игровую ситуацию. 2. Ситуация общения Потешка « Ладушки, ладушки!» (1. 3с.7). Формирование представлений о других Игра «Улыбнись, поклонись» (1.3с. 13). Методические приемы: 1. Организовать игровую ситуацию, при которой ребенок будет отзываться на свое имя. 2. Показ действий. 3. Активация речи. Зеркало во весь рост ребенка. Куклы, различные по размеру и фактуре: пластмассовая, матерчатая, надевающаяся на руку. Зеркало во весь рост ребенка. Зеркало во весь рост ребенка.

ОКТЯБРЬ

Задачи развития Формы организации образовательного процесса Организация среды
Учить уступать игрушку другому ребенку, не отнимать игрушку. Учить воспринимать различные мелодии, художественное слово, учить подражать действиям взрослого. Учить подражать взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги. Учить контактировать со сверстниками, называть имя другого ребенка. Формирование представлений о других « Танечка и Манечка-сестренки» (1.2с.16). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие игрушки с каждым ребенком. Формирование эмоционального контакта с новым взрослым Слушание «Уронили мишку» Муз. Елисеевой-Шмидт (1.2с.239). Методические приемы: 1.Личный пример воспитателя: воспитатель эмоционально реагирует сам. Формирование о предметном мире Показ сказки на фланелеграфе. « Курочка Ряба». Методические приемы: 1. Через эмоциональное поведение взрослого. 2. Активация речи. Формирование представлений о других Игра « Передай мячик» (1. 3с.15). Методические приемы: 1 . Личный пример воспитателя: воспитатель эмоционально реагирует сам. Куклы (сестренки), идентичные картинки (по 2 шт.): « Платье», « Чашка». Игрушка – мишка. Магнитофон, аудиокассета. Атрибуты для сказки « Курочка Ряба». Набор картинок с изображением персонажей, выражающих настроение. Для игры: большой легкий мяч.

НОЯБРЬ

Задачи развития Формы организации образовательного процесса Организация среды
Совершенствовать самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Учить эмоциональному узнаванию настроения, то есть собственно реагировать на речь, музыку, художественное слово. Учить эмоционально, заинтересовать детей музыкой, пением фольклором. Расширять ориентировку в ближайшем окружении. Игра «Водичка, водичка!» (1.3с.92). Методические приемы: Игра с пением: «Зайка», муз. А. Гречанинова (1. 2 с. 241). Методические приемы: 1.Через музыкальные занятия, чтение художественной литературы, в совместной деятельности. Формирование эмоционального контакта с новым взрослым. Игры «Послушные ручки», « Веселые игрушки» (1. 3с.129,133). Развитие и коррекция слухового восприятия и внимания Игра « Беги в свой домик» (1.3с. 70). Методические приемы: 1. Во время игр воспитатель обговаривает с ребенком его действия, положительно настраивает ребенка на игру и общение. Две куклы. Игрушка - зайчик. Шапочки зайчиков. Мягкий коврик, две погремушки, коробка, яркая косынка. Бубен, детский стульчик.

ДЕКАБРЬ

Задачи развития Формы организации образовательного процесса Организация среды
Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к окружающим: взрослым и детям. Учить выделять имена взрослых и детей, а также знать свое имя, некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Учить умываться и мыть руки, самостоятельно есть любые виды пищи. Учить сопереживать, сочувствовать другому человеку, учить понимать фразы: «это можно», «это нельзя» Игра « Вместе играем» (1. 3с.18). Методические приемы: 1. Повседневное общение с детьми. Формирование представление о других. Игры-занятия: « Паровозик», «Передай мячик» (1. 3с.15). Формирование навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков. Игры-занятия: « Водичка-водичка!», «Вымой руки» (1.3с. 92-93). Формирование представление о других. Методические приемы: 1. Через музыкальные занятия, чтение художественной литературы, в совместной деятельности. Парные игрушки (машинка-кубик, паровозик-вагончик). Большой легкий мяч. Две куклы, заяц резиновый. Набор игрушек, изображающих персонажей читаемых в произведениях.

ЯНВАРЬ

Задачи развития Формы организации образовательного процесса Организация среды
Воспитывать в детях уверенность в своих возможностях и доброжелательное отношение к партнерам по игре. Создавать условия для открытого и искреннего выражения детьми своих чувств. Способствовать развитию у детей веры в свои силы. Учить переходить с языка жестов, мимики к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Игра «Что подарим Тане?» (1. 2с.60). Методические приемы: 1. Через совместные игры. Формирование представление о других Стихотворение « Мячик» А. Барто (1. 2с.247.) Методические приемы: 1. Воспитатель создает ситуацию (просит ребенка развеселить куклу, пожалеть ее и т. д.). Формирование представлений о предметном мире Игры « Догони мяч», «Собери колечки» (1. 3с. 27, 25). Формирование предметно - игровых действий « Картинки-загадки» (1. 2с. 86). Методические приемы: 1. Через совместные игры. Игрушки - зайка, мишка, кукла Таня, мячик. Кукла, мячик. Мячи разных размеров. Палочка с разноцветными колечками или шариками. Картинки с изображением «Кукла плачет», « Машина».

ФЕВРАЛЬ

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ Формы организации образовательного процесса Организация среды
Развитие у детей потребности в общении с взрослым. Приучать самостоятельно, воспроизводить игровые действия, переносить их на другие игрушки. Развивать представление о хозяйственно – бытовом труде взрослых. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и к сверстникам Игра: «Узнай настроение» Методические приемы: 1. Взрослый своим примером показывает эмоции при общении с взрослым. Формирование культурно – гигиенических навыков Игры «Паровозик» (1.3с. 23), «Баю-Бай» (1. 2с.93). Методические приемы: 1. Воспитатель создает специальные ситуации. Формирование навыков самообслуживания. Игра-занятие «У нас порядок», « Вымой посуду» (1. 3с. 100-102). Формирование представлений об других « Поможем бабушке», (1. 2с.158). Методические приемы: 1. Использовать подходящие ситуации в течение дня. Набор картинок с изображениями лиц людей с различными настроениями. Паровозик, рельсы. Кукла, собачка, кроватка, постельные принадлежности. Детская посуда, губка, веник, совок. Катушки большие, окрашенные в разные цвета.

МАРТ

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ Формы организации образовательного процесса Организация среды
Создавать условия для деятельности, стимулирующей положительную самооценку ребенка. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к партнерам по игре. Расширять знания детей о том, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда). Учить играть самостоятельно по двое-трое в разученные ранее при помощи взрослого игры. Наблюдение за деятельностью детей и поддержка ее результатов С.Маршак «Пошел кот под мосток» (1.2с. 253). Формирование представлений о других Игра « Мишка-капризуля» (1.1с. 35). Методические приемы. 1.Через совместные игры. Формирование представлений о предметном мире. Игры «Угостим кукол чаем», « Кукла идет на прогулку» (1. 3с. 22, 23) Игра «Мишка по лесу гулял» (1. 2с. 226) Картинки, игрушка - кота. Игрушечные машины - грузовик, автобус, предметные картинки с их изображением, медведь. Куклы, детская мебель, посуда и одежда. Игрушка - мишка, мячи по количеству детей.

АПРЕЛЬ

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ Формы организации образовательного процесса Организация среды
Детей приучать соблюдать «дисциплину расстояния» и умения играть рядом друг с другом. Пользоваться простыми словами: «на», «дай», «пусти», «не хочу» и др. Возможны несложные плясовые действия парами на музыкальных занятиях. Сначала по подсказу взрослого малыши помогают друг другу: принести предмет необходимый для игры (кубики, колечки для пирамидки). Формирование представлений о других Игра « Передай игрушку» (1.3с. 18) Методические приемы: 1. Через совместные игры. Методические приемы: 1.Через совместные игры. 2. В несложных сюжетно – игровых ситуациях с куклой воспитатель объясняет ребенку понятия: «на», «дай», «пусти», «не хочу» и др. Формирование предпосылок к общению со сверстниками Игры: « Мишка спит и пляшет», « Маленькие ладушки» (1. 3с. 137, 139). Методические приемы: 1.Личный пример воспитателя: воспитатель эмоционально реагирует сам. 2. Наблюдение за действиями сверстников. Формирование предметно – игровых действий Игры: « Собери пирамидку – качели»(1. 3с. 86), «Домик для петушка» (1. 2с. 176) Игрушки (погремушка – колокольчик, воздушный шарик на палочке, вертушка). Кукла, детская посуда. Небольшой плюшевый мишка, кроватка – качалка. Игрушка пирамидка - качели. Настольный или напольный строительный материал (кубики и кирпичики), игрушка петушок.
Задачи развития Формы организации образовательного процесса Организация среды
Выделять и называть отдельные части своего тела, а также животных. Подражая воспитателю, один малыш должен пытаться «накормить, причесать» другого. Продолжать развить у детей потребности в общении с взрослым. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и к сверстникам Формирование своего « Я» Игры: « Топни ножкой» (1. 3с. 9). Игра, направленная на познавательное развитие « Кто в домике живет?» (91.2с. 22). Формирование навыков самообслуживания Игры: « Делаем прическу» (1. 3с. 95), « Обед у кукол» (1.3с. 99). Формирование представлений о других Методические приемы: 1. Через совместные игры – занятия, подвижные игры, чтения литературы. Формирование представлений о других Игры: «Учимся танцевать » (1. 3с.13), «Передай мячик» (1. 3с. 15) Методические приемы: 1. Использовать подходящие ситуации в течение дня Домик, игрушки – собачка, кукла. Игрушечная посуда, две куклы, зеркало, расческа. Игрушки, книги. Мишка (или кукла). Большой легкий мяч.

функции коры головного мозга – деятельности второй сигнальной системы, так как только ей присущи свойства обобщения.

Для своевременного и полноценногоразвития речив условиях детских учреждений необходимо учесть следующие факторы:

1. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением.

2. Установление частого эмоционально–положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения педагога с детьми и детей между собой.РАСШИРЕНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Пояснительная записка

Ориентировка в окружающем является фундаментом умственного развития ребенка.

Введение в предметный мир предполагает:

Ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, несложные действия с ним, узнавание в ближайшем окружении и на картинке);

Развитие интереса к растениям и животным, воспитание бережного отношения к ним, пробуждение простейших эстетических чувств.

Умственное воспитание организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), места обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

Ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях.

Различать основные признаки предметов (цвет, величину, форму);

Группировать предметы по цвету (положить красные шарики в красную коробку, а синие шарики в синюю);

Свободно ориентироваться в ближайшем окружении (групповой комнате);

Иметь первичное представление о деревьях, травах и цветах, обращать внимание на их красоту;

Знать и показывать(в жизни и на картинке) животных: кошку, собаку, курицу, зайца, медведя, рыбку, птичку.

Речь играет важную роль в умственном развитии детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по–иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, который овладел речью, осознает, прежде всего, значение предметов, т. е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.

Возникнув в результате общения ребенка со взрослыми, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную главную функцию.

Через слово в основном происходит формирование различных взаимоотношений маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других детей. С развитием понимания и самостоятельной речи ребенка все окружающее становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно–психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Возникающая способность ребенка к обобщению свидетельствует о новой

3. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Развитие речи у детей от 1 до 2 лет строится в двух направлениях: развитие понимания речи и развитие активной речи.

Задача воспитателя в области развития речи детей – помочь им в освоении разговорной речи.

Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой или без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли и чувства, используя речевые средства.

Решение основной задачи – развития разговорной речи детей – предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является индивидуальное общение со взрослым.

Основные направления в развитии понимания речи:

У детей первой подгруппы (от 1 года до 1 года 6 месяцев) расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой плато, расческа и т.п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела.

У детей второй подгруппы (от 1 года 6 месяцев до 2 лет) закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать разворачивающихся действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их).

Основные направления в развитии активной речи:

Детей от 1 года до 1 года до 6 месяцев продолжать учить произносить облегченные и легкие по звуковому составу слова (дай мне, на и др.).

Детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет побуждать к замене облегченных слов полными; подсказывать названия предметов одежды, обуви, мебели. Отдельных действий с ними. К 2 годам содействовать формированию умения выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из 2 – 3 слов.

К концу года дети раннего возраста должны уметь:

По слову взрослого находить и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды;

Понимать слова обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовые и игровые действия (умываться, гулять); признаки предметов: цвет (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик);

Понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия;

Подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам;

Пополнять активный словарь названиями известных действии (спи, иди, упал);

Показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам).

СЕНТЯБРЬ

Задачи развития Формы организации образовательного процесса Организация среды
Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами. Учить облегченным названиям (кукла - ляля). Учить детей произносить слово Катя (кукла). Познакомить с игрушкой, изображающей кошку (рассмотреть, рассказать о том, как она мяукает, и показать это детям, поддерживая желание помяукать вместе с кошкой). Вызвать интерес к фольклору. Способствовать пониманию речи взрослого с опорой на наглядность (в качестве сукна использовать кусочек плотной ткани, дать попробовать натуральный кусочек масла). Учить находить среди множества картинок (одежда, посуда, мебель, игрушки). Учить подбирать картинки (по словесному указанию). Побуждать детей к использованию общеупотребительных названий предметов, постепенно вытесняя ими облегченные слова (лепетные). Учить заинтересованно, слушать чтение художественного текста и активно его воспринимать, синхронно совершать игровые движения. Познакомить детей с игрушкой « Петушком», рассмотреть его, рассказать, где живет и т. п. Формировать у детей определенный темп и ритм речи. Развивать голосовой аппарат. Воспитывать уважительное отношение к животным. Учить, ребенка на картинке узнавать, знакомые предметы, называть облегченными словами. Учить внимательно, слушать, вникать в содержание, воспроизводить игровые движения согласно тексту потешки. Учить навыкам подражания, ощущать чувство ритма, договаривать простые слова. «Занятие с куклой» (2.1с.68). «Кукла Катя поет и пляшет» (2.1с. 70). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2.Стимуляция активной речи детей. 3. Словарь: глаза, нос, щеки, рот. 4.Игра « Кукла Катя» (2. 7с.81). «Кошечка к нам пришла» (2.9с.23). Методические приемы : 1.Создать игровую ситуацию. 2.Ситуация общения «Кошка» (2. 5с.83). 3.Стимуляция активной речи детей. 4. Словарь: лапки, хвостик, ушки. 5. Игра « Укладываем кошечку спать» (2. 9с.23). «Слушаем потешку « Кисонька-лысонька» (2.9с.24). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Показ последовательных действий. 3. Стимуляция активной речи детей. «Игрушки для Маши и Даши» (2. 2с. 80- 81). «Игрушки для Миши Мишутки» (2. 2с. 81-82). Методические приемы : 1.Сюрпризный момент. 2. Показ картинок. 3.Идентификация картинок. 4. Игра « Найди и принеси игрушку» (2. 8с. 50). «Муха» (2.3с.17). Методические приемы: 1. Игровая ситуация. 2. Чтение художественного текста и одновременно совершение игровых действий. 3. Стимуляция активной речи детей. « Давайте познакомимся с петушком» (2. 9с. 29) Прочитать детям потешку « Петя, Петя, петушок». Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Чтение потешки. 3. Показ действий. 4. Стимуляция активной речи детей. « Собачка» (2.5с. 81). Игра « Угадай, кто в домике живет?» (2. 7с.72) Методические приемы: 1.Организрвать игровую ситуацию. 2.Обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие игрушки с каждым ребенком. Занятие с предметной картинкой „Магазин игрушек» (2.2с79-80). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Показ картинки. 3. Стимуляция активной речи детей. 4. Игра « Дай игрушку» (2. 7с. 80). Чтение потешки «Пальчик - мальчик » (2. 1с. 93). Методические приемы: 1.Организрвать игровую ситуацию. 2. Стимуляция активной речи детей. 3. Выполнение действий с взрослым. «Помощник» (2.3с.17). Методические приемы: 1.Организрвать игровую ситуацию. 2. Стимуляция активной речи детей. 3. Выполнение действий с взрослым. Кукла. Для игры: кукла, кукольная постель, коляска посуда. Игрушка - кошечка и кусок плотной ткани или настоящего сукна, натуральный кусочек масла. Для игры - игрушка кошечка. Для игры - игрушка кошка, соразмерная игрушке кровать, подушка, простынка, одеяло, платочек. Две одинаковые куклы (сестры), картинки (по 2 шт.) « Платье», «Чашка», « Яблоко» и т. д. Парные картинки, отличающиеся лишь величиной изображения: « Мишка», « Кукла», Матрешка» и т.д. Для игры игрушки: заяц, мишка, кошка т.д. Художественный текст Игрушка – петушок. Игрушка – собачка или кукла. Для игры: два домика, собачка и кошечка. Картинки знакомых предметов, предметы (игрушки), которые дети сопоставляют с их изображением. Для игры: игрушка-юла, пирамидка, заводная обезьянка. Игрушки: мишка, кошка, собачка. Веник.

Организация: МБДОУ №1 «Аленький цветочек»

Населенный пункт: Московская область, г. Подольск

Правильная организация педагогического процесса - одно из условий успешного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Выполнение задач по совершенствованию воспитания и обучения детей в детском саду не может проходить успешно без оснащения дошкольных учреждений современными учебными пособиями и игрушками, без целенаправленного и систематического их использования в педагогическом процессе.

Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, образность, наглядность мышления, поэтому процесс его воспитания и обучения требует от педагога умелого применения разнообразных пособий и игрушек, от этого во многом зависит и успех реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Известно, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное мышление. Неслучайно Я.А. Каменский, основатель принципа наглядности обучения, назвал его "золотым правилом". К.Д. Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок "...мыслит формами, красками, звуками".

При подготовке к занятию воспитатели заботятся о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально, использовать этот фактор.

Информация, воспринимаемая человеком, в соответствии с концепцией Ж. Пиаже должна пройти четыре естественных этапа: сенсорно-моторный, символьный, логический, лингвистический. Следовательно, и предъявляться она должна с соблюдением иерархии кодов: предметного или рисуночного, знакового, символьного и словесного.

Для объяснения нового материала воспитатели используют демонстрационные наглядные пособия, которые позволяют организовать коллективную деятельность детей и дают возможность наблюдать за эффективностью восприятия учебного материала по реакции детей (взгляд, мимика, желание подключиться к работе и др.) и своевременно корректировать свои действия. "Каждая высшая психическая функция ребенка, – пишет Л.С. Выготский, – появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка". Для стимулирования второго необходимы индивидуальные наглядные пособия. Желательно использовать не только готовый раздаточный материал, но и самодельные пособия, дидактические игрушки-самоделки. В процессе их изготовления дети имеют возможность проследить путь развития знания и сформировать понятие как итог этого пути.

Разнообразие пособий и их многофункциональность создают условия для усвоения учебного материала детьми с разными типами интеллекта.

Зрительное и тактильное восприятие обеспечивает активизацию мыслительной деятельности дошкольников и ее эффективность на этапе первоначального предъявления информации за счет обеспечения цветовой яркости и графической точности в отражении учебного материала; содействует формированию системной умственной деятельности детей благодаря способности правого полушария к охвату информации. Положительные эмоции являются спутниками успешного обучения.

Широкое использования демонстрационных наглядных пособий продиктовано необходимостью "расширения зрительно-пространственной активности", предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме "зрительных горизонтов" (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия "телесно-моторного закрепощения" (В.Ф. Базарный). Одной из причин нездоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста он назвал "обедненную дидактическую среду". Прекрасным средством ее обогащения являются красочные демонстрационные пособия. Особую ценность представляют многофункциональные таблицы-матрицы и пособия с подвижными деталями, позволяющие преобразовать информацию, создавая условия для ее сравнения, сопоставления и обобщения.

Комплексное использование наглядных средств обучения обеспечивает комплексное интеллектуальное развитие детей, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский назвал наглядные пособия "психологическим орудием педагога".

Учебное оборудование используется на различных этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении его детьми, во время повторения изучаемого материала и при проверке воспитателем знаний детей.

Наглядный материал, применяемый в дошкольных учреждениях, подбирается с учетом возрастных особенностей детей, методов и приемов воспитания и обучения, отвечает определенным научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Так как порой одни и те же пособия и игрушки применяются нами для решения разных задач воспитания и обучения, то опыт их использования раскрывается не в одном, а в нескольких разделах. Например, о сюжетные картины используются в разделах «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Ознакомление с природой», «Музыкальное воспитание» и т.д.

Известно, что только комплексное использование различных игрушек и наглядных пособий обеспечивает всестороннее воспитание детей. Так, в разделе «Развитие элементарных математических представлений» доказана необходимость использования для решения одной и той же задачи детям различного наглядного материала, для того чтобы вызвать у них интерес к повторению и закреплению знаний. Например, при объяснении детям, что количество предметов не зависит от их вели­чины, воспитатели используют различные группы предметов и т. п. Эта же мысль прослеживается и в других разделах.

Богатое творчество и мастерство педагогов, заинтересованность и участие в улучшении условий педагогического процесса со стороны актива родителей, руководства детского сада дают возможность нашему детскому саду использовать в работе с детьми разнообразные и в более широком ассортименте игрушки и пособия.

Использованная литература:

  1. Мухина В. С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.
  2. Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 1986.
  3. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001

Наталья Васильева
Наличие дидактических материалов в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования

Одним из требований ФГОС ДО являются требования к созданию психолого – педагогических условий для реализации основной образовательной Программы . Обеспечивая образовательный процесс дидактическим материалом , ориентируюсь на следующие позиции :

- дидактический материал несёт развивающий характер,

- дидактические пособия активизируют детскую инициативу,

Создаю условия для возможности выбора материала ,

Сменяемость материала в соответствии с темой недели , интересами детей,

- дидактические пособия безопасны для здоровья воспитанников

- дидактический материал доступен . Дети могут свободно выбрать игровые пособия в зависимости от вида деятельности и замысла.

Дидактический материал располагаю в центрах развития по образовательным областям . Материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Обеспечивая гендерное развитие воспитанников, организую сюжетно-ролевые игры, приобретаю игровое оборудование для девочек и мальчиков. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования учитываю возрастные особенности и интересы детей.

Публикации по теме:

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное.

«Физическое развитие» в основной образовательной программе дошкольного образования Методы физического развития Утренняя гимнастика Организованная деятельность по физическому воспитанию 3 раза в.

Педсовет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарты – социальная конвенциональная норма,.

«Письма для родителей» - одна из форм взаимодействия с родителями дошкольников в соответствии с образовательной программой Воспитание не только должно развивать разум человека, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть.

Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения.

Мониторинг образовательной программы дошкольного образования в ДОУ ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО: на педагогическом совете Заведующий ГБДОУ д/с №6 ГБДОУ детский сад №___ Протокол № ___от..

План физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с программой «Будь здоров!» № п/п Содержание Группа Периодичность выполнения Ответственные Время 1 Оптимизация режима Организация жизни детей в адаптивный период, создание.

Проект с социумом «Мы этой памяти верны» в соответствии с ФГОС дошкольного образования Помните! Через века, через года - помните! О тех, кто уже не придёт никогда - помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям.

Игры-занятия с дидактическим материалом

Октябрь

1.Поехала машина

Цель: учить детей, используя вспомогательное средство – веревочку, притягивать машину к себе. Развивать мелкую моторику. Развивать пассивный словарь: близко, далеко, к себе

2. Молоток. Д\и «Забей молотком втулки»

Цель: Развитие движений, силы удара. Учить ударять по детали до тех пор, пока она не пряталась. Развивать упорство, усидчивость (ударять до тех пор, пока все детали не спрятались).

3. Чудесный куб

Цель: учить детей вытягивать веревку с одной стороны, затем с другой стороны. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения (грани куба, разные по фактуре).

Цель: развитие мелкой моторики. Учить детей держать ложку и действовать с ней. Формировать словарь: круглый, шарик.

Ноябрь

5. Поехали собачка и ослик

Цель: учить детей использовать вспомогательные средства-тесемочки, чтобы притянуть к себе игрушки. Формировать словарь: поехала, стоит, ав-ав, на-на. Увидеть связь между тем, что игрушки движутся и крутят головой.

6. Звенит колокольчик

Цель: учить детей для озвучивания колокольчика пользоваться тесемочкой. Формировать пассивный словарь: вперед-назад, и активный: бом, дзынь.

7. Прокатывание шарика через воротики

Цель: развивать координационное движение рук. Учить различать красный и синий цвет. Формировать словарь: шарик, красный, синий, ворота.

8. Доставание шариков ложкой из банки

Цель: учить детей держать ложку и действовать с ней. Формировать словарь: шарик, круглый.

Декабрь

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами предметов. Продолжать работу по формированию словаря детей (плавает, тонет, мокрая, сухая)

10. Помашем флажками

Цель: учить детей держать флажок в руке, размахивать им. Учить держать флажок сначала в одной руке, затем по слову воспитателя в другой. Предложить помахать двумя флажкам.

11. Откроем и закроем баночки

Цель: учить детей открывать и закрывать баночки. Учить находить крышку для своей баночки.

12. Просовывание шнурка в дырочки

Цель: развивать ручную умелость, учить детей просовывать шнурок в дырочку

Январь

13. Игра «Покатаем куклу» Цель: научить детей пользоваться тележкой для катания куклы в разных направлениях. Словарь: катать, прокатим, едем

14. Игра «Звени колокольчик » Цель: научить детей пользоваться веревочкой для вызывания звучания колокольчика

15. Игры-забавы с использованием народных дидактических игрушек

Цель: закрепить у детей представления о связи средства и цели действия. Материал: бубен, Петрушка, клюющая курочка, грохотушка.

Февраль

16. Игры с пластмассовым молоточком

Цель: научить детей целенаправленно пользоваться игрушечным молоточком. Учить находить предмет-втулку такой же формы в другом ряду, такого же цвета в этом ряду.

17. Игры с песком

Цель: учить детей играть с песком, используя формочки, совки. Учить играть с песком руками, делая пирожки.

18. Игра «Ловись рыбка»

Цель: учить детей вылавливать сочком игрушки из таза с водой. Словарь: учить называть игрушку и ее цвет.

19. Игра «Что в трубке лежит»

Цель: учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки. Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления.

Март

20. Звени колокольчик

Цель: научить детей пользоваться веревочкой для вызывания звучания колокольчика.

21. Покатаем куклу

Закреплять представление детей о назначении тесемочки, привязанной к машине, тележке. Развивать ручную умелость. Закреплять понятие большой и маленький.

22. Ловись рыбка

Цель: учить детей вылавливать сачком мелкие предметы из воды. Учить называть пойманный предмет. Словарь: тонет, не тонет.

23. Игра с воздушными шариками

Цель: познакомить детей с качествами предмета: легкий, прозрачный, воздушный, круглый. Учить при помощи нитки притягивать шарик к себе. Учить различать и называть цвета.

Апрель

24. Игры с султанчиками и флажками

Цель: учить детей махать флажками поочередно

Обеими руками, перекладывая его по словесному указанию воспитателя. Закреплять понятия «вниз», «вверх».

25. Игры с водой «Достань шарик черпачком»

Цель: знакомство с качествами предметов: тонет, не тонет. Развитие ручной умелости. Закрепление цветов: синий, красный.

26. Поехала машина

Цель: учить наматывать веревочку от машины на палочку та, чтобы машина ехала вперед. Развивать ручную умелость. Закреплять величину: большой, маленький. Словарь: вперед, едет, стоит.

27. Салют

Цель: учить детей выталкивать мелкие предметы из трубки

Май

28. Молоток (ударь по квадрату, кругу…: ударь по всем зеленым фигурам….)

Цель: учить детей ориентироваться в форме предметов. Продолжать учить детей различать основные цвета.

29. Колокольчик

Цель: учить детей дергать за веревочку и слышать звон колокольчика. Закреплять понятие: большой, маленький. Развивать слух: какой колокольчик звенит громче. Игра "Где звенит колокольчик", закрепить в речи предлоги.

30. Ловись рыбка

Цель: учить детей ловить рыбку удочкой, на конце которой магнит. Закрепить название цветов, размеров

31. Вылавливание игрушек из таза с водой

Цель: развивать ручную умелость. Знакомить с качествами предметов: тонет - не тонет. Обратить внимание на прозрачность воды: предметы, которые утонули видны


На чтение 6 мин.

Внедряя учебные пособия как наглядный материал в , педагог помогает детям развивать материалистические представления, учит их развивать навыки и умения взаимодействия с миром.

При этом для каждого этапа процесса обучения используется разный наглядный материал.

Обучение дошкольника очень важно сопровождает применением разных учебных пособий. Это помогает им усваивать новые знания, опираясь на возрастные особенности.

Наглядный материал подготавливается так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств.

Образ представляется ребенку всесторонне. Ребенок более прочно усваивает новую информацию и учится понимать связь приобретаемых знаний с практической жизнью.

Свойства наглядных материалов

В зависимости от того, какие стоят дидактические задачи, наглядный материал может иметь следующие свойства:

Естественность. Это настоящий наглядный материал, такой как животные и растения. Дети с их помощью знакомятся с флорой и фауной.

Экспериментальность. Проведение экспериментов, например таяние льда, помогает детям понаблюдать за процессами, которые также протекают и в живой природе.

Это могут быть просто фотографии или изображения, а могут быть фильмы и диафильмы. Их задача – познакомить детей с новыми явлениями или фактами, отображая их на носителей.

Объемность. Создаются объемные макеты, которые позволяют получить представление о предмете, как об объемном объекте, что расширяет возможности обычного изображения.

Звук. Педагог воспроизводить различные звуковые файлы. Например, дети могут услышать пение птиц, журчание воды или другие звуки, характерные для природы.

Символизм. С помощью различных схем и карт можно помочь детям задействовать свое абстрактное мышление для знакомства с объектами реального мира.

Смешанность. Это может быть фильм, содержащий звуковое сопровождение. Это позволяет наиболее полно воспроизвести действительность методом наглядного пособия.

Прежде чем выбрать нужный элемент наглядности, нужно подумать о том, каковы его дидактические возможности.

Виды наглядности для занятий в ДОУ

Для развития представлений у дошкольников используют так называемую образную наглядность. Рассмотрим наиболее распространенные инструменты, позволяющие в наглядной форме передать учебное содержание детям дошкольного возраста.

Картины. Их в обучении детей стали использовать еще в 19 веке. Обычно картины размещаются на стенах в большом формате. Также иногда детям раздаются специальные сюжетные картинки для определенного занятия. Часто иллюстрации встречаются в книгах для пояснения и расширения линии сюжета.

У картин ест одна важная особенность, которая позволяет использовать их в качестве учебных пособий: они изображают более концентрированно то, что в обычной жизни приобретает более размытые формы.

Таблицы. Они могут применяться для разных целей и иметь разное оформление. Это могут быть таблицы, включающие в себя художественные картины. Либо они могут состоять из фотоснимков с одной темой. Например, это может быть таблица съедобных грибов или таблица птиц нашей местности.

Иногда таблицы используют для того, чтобы объяснить новый материал. В других же случаях они применяются для уточнения знаний.

Естественные объекты. Это могут быть настоящие растения, либо какие-либо полезные ископаемые. С их помощью ребенок наглядно знакомится с величиной объекта, его формой и другими характеристиками. Особенность этого наглядного приема в том, что ребенок может не просто увидеть что-то на иллюстрации, а услышать его, потрогать и рассмотреть со всех сторон. Наблюдая за животными в реальной жизни, дети лучше понимают их жизненный уклад.

Препараты. Под препаратами подразумеваются в данном контексте любые объекты природы, которые были препарированы и консервированы. Это могут быть гербарии, семена и т.п. Их используют не только в целях демонстрации во время фронтальной работы, но и в целях организации деятельности ребят.

Коллекция. Это собрание объектов, которые имеют общий родовой признак. Например, это могут быть различные камни. Либо какие-либо насекомые.

Модель. Любое объемное изображение объекта или его части. Наглядный материал в виде модели может иметь разный масштаб. Для удобства некоторые модели увеличены по масштабу, другие же – уменьшены. Дошкольные учреждения могут иметь увеличенную модель термометра, к примеру. Либо в обычном масштабе иметь модель циферблата. Также используются муляжи некоторых растительных культур. Причем некоторые из них дети сами создают на специальных практических занятиях.

Раздаточный материал. Его используются для того, чтобы ребенок мог выполнять индивидуальные задания. Такие материалы очень часто используют во время учебного процесса. Сюда могут быть также отнесены модели или макеты, также естественные наглядные материалы природного происхождений, также это могут быть карточки с иллюстрациями. Любое наглядное пособие, которое раздается лично в руки каждому дошкольнику для достижения определенной образовательной цели.

Экранные и звуковые материалы. Сегодня благодаря развитию современных технологий большое место в обучении детей занимают визуальные и аудиосредства. Используя такие пособия, нужно понимать, что их нельзя считать универсальными инструментами. У них есть свои специфические особенности, которые объясняют широкие возможности. Однако каждый из этих инструментов должен использоваться для достижения какой-то конкретной цели.

Диафильмы. Этот наглядный материал был очень популярен еще пару десятков лет назад. Однако сегодня его все реже используют на территории детского сада. А в семьях уже давно про него забыли. Это цепочка статичных изображений, которые объединены между собой единым сюжетом. Их нужно показывать в определенной последовательности, чтобы раскрыть материал.

Дети очень увлеченно воспринимают подобные изображения. На кадре может располагаться фотография, либо рисунок.

Чтобы обучить детей приемам работы, нужно начинать с самых простых кадров. Для начала нужно помочь ребенку видеть, что изображено в кадре. Нужно внимательно рассматривать вместе с детьми рисунок, не упуская ни одной детали. Благодаря такому детальному рассмотрению, дети смогут ответить на вопросы о том, что изображено здесь, что эта личность делает, где это событие происходит, а также какую можно дать оценку этому поведению. На подобные вопросы ученики могут отвечать по-разному.

После того, как дети научились воспринимать кадры диафильма, учитель объясняем им смысл заданий по диафильмам и показывает, как нужно выполнять задание.

Диапозитив. Это изображение, которое составляет часть из коллекции до 30 штук. На этих изображениях на пленке размещаются позитивные картинки. Их помещают в пластмассовую или картонную рамку.

Отличие этих изображений от обычных диафильмов в том, как организован материал. Педагог имеет возможность самостоятельно определять последовательность демонстрации позитивов в зависимости от того, какой линии рассуждения он придерживается.

Сегодня широко распространены диапозитивы на самые разные темы. В основном, это природная тематика. Дети знакомятся с разными видами растений, изучают признаки времен года, знакомятся с тем, как устроен лес, какой бывает вода в природе. Роль диапозитивов в том, чтобы иллюстрировать содержание изучаемой темы.

Таким образом, мы можем заключить, что наглядные средства являются прекрасным инструментом для получения новых знаний во время групповой или индивидуальной работы. Дети учатся самостоятельности и творчеству, также они приобретают исследовательские навыки.

Также наглядные средства можно использовать, как зрительную опору для опроса дошкольников. Опираясь на изображение, ребенок может ответить на вопрос правильно или пересказать сюжет художественного произведения.