Меню Рубрики

Деятельностный подход в обучении фгос презентация. "Системно- деятельностный подход в обучении математике", презентация

«Стандарты образования» - 2018-19 уч.Год. Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие. Ожидаемые достижения системы образования. Гигиенические требования. Образовательный стандарт: особенности подхода. 8. Раздел 8 система оценки достижения планируемых результатов. 10. 2012-13 уч.Год. Системно-деятельностный подход.

«Введение ФГОС» - Класс проекта. 2.Содержание работ, выполняемых в рамках реализации единичного проекта. Определение перечня единичных проектов по введению фгос. Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии. Существующие ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетов. Проектная технология введения инноваций.

«Внедрение ФГОС» - Стандарт общего образования. 5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Проект. Проблемы России Стратегия 2020. Основная цель российского образования. Общественный договор. 6. Новые требования к результатам образования. Реализация проекта позволит преодолеть трудности внедренческого периода ФГОС.

«Новый образовательный стандарт» - На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов останутся прежними. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Одним из новшеств стандартов второго поколения, - появление внеучебной деятельности в учебном плане школы. Чем отличаются новые стандарты образования от «старых»?

«ФГОС НОО» - Что предстоит сделать?

«Образовательная программа ФГОС» - Кадровое обеспечение введения ФГОС. Возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: Организационное обеспечение введения ФГОС. 6. Планирование. Общекультурное. Школьные научные общества. Диспуты. 3.

Всего в теме 9 презентаций

«Образованный человек –
это тот, у кого есть образ
собственного я.
И школа должна помогать
человеку выявлять этот образ
себя, лелеять его и развивать»
А. Тубельский

Аксиомы деятельности:

АКСИОМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Учение осуществляется как УПД, если
школьник овладевает не только знаниями,
но и способами их приобретения; если
эти способы не даны ему в готовом виде,
самостоятельно строятся самим
учеником и вытекают из поставленной им
учебной задачи; если ученик усваивает не
только способы работы со знаниями, но и
способы работы с самим собой, т.е.
приемы самоконтроля и самооценки.
\А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов.
Формирование мотивации учения. – М.,
1990. С.34-35\.

Теория учебной деятельности является научным приоритетом России

ТЕОРИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЯВЛЯЕТСЯ НАУЧНЫМ ПРИОРИТЕТОМ
РОССИИ
Разработчики теории поставили
«новую проблему в теории обучения
- изменение самого субъекта
деятельности в процессе действий,
воспроизводящих объективные
свойства познаваемого предмета
при решении учебных задач
обобщенными способами
действий» [И.А.Зимняя, с. 191].

Основные идеи теории деятельности

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
положение о общественноисторической обусловленности
психического развития личности
школьника (Выготский Л.С.);
принцип единства психики и
деятельности (Рубинштейн С.Л.,
Леонтьев А.Н.);
учение о структуре психологической
структуре деятельности (Рубинштейн
С.Л., Леонтьев А.Н.);

Основные идеи теории Деятельности

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
теория поэтапного формирования
умственной деятельности (Гальперин
П.Я., Талызина Н.Ф.);
концепция УД в системе
развивающего обучения (Давыдов
В.В., Эльконин Д.Б., Л.В.Занков и др.);
активизация учебно-познавательной
деятельности (Щукина Г.И. и др.).

Реализация деятельностного подхода (леонтьев А.Н.)

Потребность
Мотив
Результат
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА (ЛЕОНТЬЕВ А.Н.)
Цель
Предмет
Средства
Действия,
операции

В начале 60-ых годов XX века
в московской школе № 91,
под руководством
Д.Б.Эльконина проводился
длительный эксперимент по
формированию учебной
деятельности, были получены
материалы, представляющие
общую структуру учебной
деятельности.
Д.Б. Эльконин пишет: «Оказалось, что
важным компонентом учебной
деятельности выступает учебная
задача...»

Как идет усвоение действий по Д.Б.Эльконину?

КАК ИДЕТ УСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО
Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ?
Первый компонент, который усваивает
ученик - это контроль, второй- оценка, т.е.
установление того, усвоено или нет
учебное действие.
Важной представляется идея Д.Б.
Эльконина о том, что учебная деятельность
- это деятельность общественно значимая
и общественно оцениваемая, эта
деятельность, которая позволяет ребенку
менять свою позицию.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

рассматривается как средство
достижения нового качества
образования
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
способность решать проблемы и
типичные задачи, возникающие в
реальных ситуациях с
использованием знаний, умений,
жизненного опыта.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Проект «Среднее образование для Европы»
Политическая и социальная компетентность
Компетентность, реализующая способность и желание
учиться всю жизнь
Компетентность жизни в поликультурном обществе
Коммуникативная компетентность
Информационная компетентность

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Стратегия модернизации содержания общего
образования
Компетентости –
в социально-правовой сфере
в информационной сфере
в коммуникативной сфере

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ЮНЕСКО
Учиться знать – конструировать
свое собственное знание
Учиться делать – применять
изученное
Учиться жить вместе –
действовать, понимая, что все
имеют равные права
Учиться быть – знать и развивать
свой потенциал

Реализация компетентностного подхода

РЕАЛИЗАЦИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Новая
способность
Компетентность
Ценности
Опыт
Первичная
способность
Знания
Умения
Навыки

Обучение (учение) через реконструкцию опыта Джон Дьюи, Дэвид Колб

ОБУЧЕНИЕ (УЧЕНИЕ) ЧЕРЕЗ РЕКОНСТРУКЦИЮ ОПЫТА
ДЖОН ДЬЮИ, ДЭВИД КОЛБ
Ощущение
затруднения
Осознание
проблемы
Критическое
осмысление
проблемы
Выдвижение
гипотезы
Проверка
гипотезы
(действие)

Целеполагание
Мотивация
Осуществление действий
Получение результата
Оценка результата

Преобразование условий учебной задачи
Моделирование задачи в графической или буквенной форме
Решение задачи
Контроль за выполнением действий
Оценка результата решения учебной задачи

Изменения на уровне учебного предмета

ИЗМЕНЕНИЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

Образец изменений в содержании
начального образования
Было: понятие пространственных фигур (куб
многогранник) - по изображению, модели.
Результат - узнавание и называние.
Будет: нахождение фигур в окружающем
пространстве, работа с моделями (раскрашивание
граней, получение отпечатков вершин, граней,
ребер, выполнение сечений и развертки) и др.
Результат - умение работать с пространственными
фигурами, простейшие представления планиметрии,
основы для формирования пространственного
мышления.

Изменения на уровне образовательного учреждения

ИЗМЕНЕНИЯ НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ

Авангардные проекты (ФЦПРО 11-15)

АВАНГАРДНЫЕ ПРОЕКТЫ
(ФЦПРО 11-15)
- Школьная инфраструктура
- Интерактивные образовательные среды для
семьи (эксплуаториумы, музей науки и пр.)
- Исследовательские проекты с участием детей
- Различные формы он-лайнового «незаочного»
образования
- Иное, Федеральные инновационные площадки
22

Как изменяются функции педагога при реализации компетентностной модели?

КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ
МОДЕЛИ?
.

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Содействие образованию школьника
Проектирование индивидуального
образовательного маршрута
Управление
Рефлексия
Самообразование

СОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЮ (По Е.В.Пискуновой)

СОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЮ
(ПО Е.В.ПИСКУНОВОЙ)
опора на самостоятельность в обучении
создание условий для проявления активности,
творчества и ответственности обучении
создание условий для расширения
жизненного опыта и опыта обучения из жизни
формирование мотивации к непрерывному
обучению

Отбор учителем содержания образования по
предмету - на основе пересечений
информационных потоков учителя и учащихся,
опоры на скрытый опыт учащихся, а также
межпредметной интеграции знаний в учебных и
социальных проектах;

ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Выбор учителем образовательных технологий проектного, исследовательского,
рефлексивного обучения, развития критического
мышления, не только решающих задачи
освоения содержания предмета, но и
способствующих становлению компетентностей
учащихся

ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Формирование учителем открытой
образовательной среды, представляющей
собой совокупность образовательных
ресурсов
открытая образовательная среда
способствует становлению и проявлению
компетентностей школьников, когда
предметные знания становятся основой для
решения реальных жизненных проблем

ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Выбор разнообразных способов оценки
достижений - формализованной и аутентичной
(портфолио, дневник достижений, профиль
умений и пр.)

Литература

ЛИТЕРАТУРА
Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного
процесса обучения в условиях перехода к
информационному обществу. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.
Герцена, 2004.- 254 с.
Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова 2Е.В., Тряпицына
А.П. Школьное образование в современных
социокультурных условиях: Монография / Под ред. проф.
А.П.Тряпицыной – СПб.: ПетроПресс, 2005. - 181 с.
Крылова О.Н. Социокультурная динамика содержания
школьного образования: Научно-методические
материалы. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 192с.
Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность
изменений профессионально-педагогической
деятельности учителя: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И.Герцена, 2005. – 324 с.
Президентская инициатива: «Наша новая школа», 2008.

Вопросы 1. Научные основы системно-деятельностного подхода в образовании. 2. Основные идеи системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС. 3. Условия реализации системно- деятельностного подхода. 4. Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон).


1. Научные основы системно-деятельностного подхода Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в отечественной науке в 1985 г.


Научные основы системно-деятельностного подхода В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность – это способ существования человека, способ проявления его субъектной позиции. (Философский словарь). Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Результат – системообразующий фактор деятельности (А.Г. Асмолов).




Научные основы системно- деятельностного подхода Существует три вида деятельности, отличающихся отношением к норме (Азбука теории деятельности, разработанная в методологии О.С. Анисимова, А.А. Деркач, Г.П. Щедровицкого и др.): самоопределение, нормореализация, нормотворчество.


Научные основы системно- деятельностного подхода Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей и системой ценностей. Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности.




2. Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход ориентирует: на усвоение знаний; на способы этого усвоения; на образцы и способы мышления и деятельности; на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований (Н.Ф.Талызина, П.Я. Гальперин).


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Актуализация системно-деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Актуализация системно-деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: существенное повышение мотивации и интереса обучающихся к учению на всех ступенях обучения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Признаками эффективности системно- деятельностного подхода являются: наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Признаками эффективности системно- деятельностного подхода являются: выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение учеником содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.






Принципы реализации системно-деятельностного подхода 1) Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. выделяет деятеля в базовом процессе и устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 2) Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. обеспечивает инвариантность реализуемой нормы;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 3) Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. устанавливает требования к содержательным целям обучения;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 4) Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. устанавливает требования к организации взаимодействия между учителем и учеником.


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 6) Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к система­тическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. предусматривает возможность различных уровней достижения целей в соответствии с самоопределение м обучающихся;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 7) Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. определяет границы высокого уровня подготовки по предмету;




Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.


Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 2. Наполнение содержания образования системой взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов и их дополнение «деятельностной» составляющей.


Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 3. Развитие универсальных учебных действий как основы учебной самостоятельности. УУД: личностные (готовность и способность к самоопределению в деятельности; регулятивные (готовность и способность быть субъектом учебной деятельности на каждом этапе ее осуществления); познавательные (готовность и способность к интенсивной мыслительной деятельности, познанию, исследованию) коммуникативные (готовность и способность включаться в диалог, совместную деятельность, сотрудничество)


Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 4. Стимулирование субъектной позиции ученика в урочной и внеурочной деятельности. 5. Проектирование и практическая реализация индивидуальных образовательных программ. 6. Использование технологий проблемного, проектного, диалогического обучения. 7. Включение учащихся в учебно- и научно- исследовательскую деятельность. 8. Включение учащихся в социальные практики. 9. Включение учащихся в групповые формы работы, развитие навыков сотрудничества, ученического самоуправления.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Система традиционного обучения Система развивающего обучения 1) Принцип наглядности. 2) Принцип доступности. 3) Принцип научности. 4) Принцип преемственности. 5) Принцип системности. 6) Принцип сознательного усвоения знаний. И т.д. 1) Принцип деятельности. 2) Принцип непрерывности. 3) Принцип целостного представления о мире. 4) Принцип минимакса. 5) Принцип психологической комфортности. 6) Принцип вариативности. 7) Принцип творчества.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Понятийный уровень позволяет устранить случайные выводы и интегрировать накопленный потенциал. Инструментальное использование полной, непротиворечивой и независимой системы понятий позволяет перейти от уровня эмпирического обобщения к теоретическому уровню. Способы обработки знаний об окружающем мире эмпирическое обобщение теоретическая разработка на основе понятий


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Технология включает следующие этапы: 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3. Постановка учебной задачи. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания). 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности (итог урока).


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Интегративный характер технологии деятельностного подхода обосновывается реализацией в ней традиционного подхода к обучению и идей развивающего образования П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу"); 2) выделяется содержательная область ("могу").


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. Этап завершается созданием затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 3. Постановка учебной задачи. На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 5. Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 8. Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.






Позиции для анализа Групповое решение 1. Какова основная идея системно- деятельностного подхода к организации образовательного процесса в школе? Младший школьник должен стать субъектом учебной деятельности, включаясь в процессе нормореализации, нормотворчества, самоопределения. В процессе учебной деятельности должно произойти преобразование внешней (предметной) деятельности во внутреннюю (интеллектуальную) деятельность.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 2. С позиции системно- деятельностного подхода, в какие виды деятельности должен быть включен учащийся? Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей и системой ценностей. Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности. Сформированность способностей к нормореализации и нормотворчеству гарантирует обучающемуся его способность к самореализации.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 3. Какие современные образовательные технологии обеспечивают реализацию системно- деятельностного подхода на практике? Технологии развивающего обучения Технология содержательного обобщения Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология развития критического мышления через чтение и письмо ТРИЗ и др.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 4.Ориентацию, на какие позиции в развитии младшего школьника обеспечивает системно- деятельностны й подход? более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, освоение способов их применения; развитие ребенка как субъекта деятельности; развитие учебной самостоятельности; осознанное отношение к процессу и результат совей учебной деятельности; принятие учеником результатов учебной деятельности как социально и личностно значимых; повышение мотивации и интереса обучающихся к учению; развитие рефлексивной самооценки и самосознания; общекультурное и личностное развитие на основе формирования универсальных учебных действий; развитие конструктивных, творческих способностей; освоение способов совместной деятельности, групповой работы; готовность решать различные задачи жизнедеятельности с применением теоретических знаний


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 5. Какие условия обеспечивают реализацию системно- деятельностного подхода в практике начальной школы? 1. Создание учебных ситуаций стимулирующих включение учащихся в активную деятельность. 2. Наполнение содержания образования системой взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов и их дополнение «деятельностной» составляющей. 3. Развитие универсальных учебных действий. 4. Стимулирование субъектной позиции ученика в урочной деятельности. 4. Стимулирование субъектной позиции ученика во внеурочной деятельности. 5. Проектирование и практическая реализация индивидуальных образовательных программ. 6. Использование технологий проблемного, проектного, диалогического обучения. 7. Включение учащихся в учебно- и научно-исследовательскую деятельность. 8. Включение учащихся в социальные практики. 9. Включение учащихся в групповые формы работы, развитие навыков сотрудничества, ученического самоуправления.

Cлайд 1

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска лицей №3 Тематический педсовет 21 февраля 2012 года О.А. Овчинникова, зам. директора по НМР

Cлайд 2

Задача Рассмотреть технологию деятельностного метода как основу формирования учебной деятельности в стандартах нового поколения *

Cлайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий *

Cлайд 4

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС Смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности *

Cлайд 5

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике *

Cлайд 6

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю Китайская мудрость Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет Уильям А. Уорд *

Cлайд 7

Основные виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные *

Cлайд 8

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся *

Cлайд 9

Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; *

Cлайд 10

Системно-деятельностный подход предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. *

Cлайд 11

Меня учат Я учусь! Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Cлайд 12

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Система дидактических принципов Принцип вариативности Принцип творчества *

Cлайд 13

Традиционное обучение Инновационное обучение (СДП) Цель обучения – усвоение знаний, умений, навыков Цель школьного обучения – научить учиться Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач Ориентация на учебно-предметное содержание школьных предметов Понимание учения как процесса образования и порождения смыслов Стихийная учебная деятельность ученика Стратегия целенаправленной организации учебной деятельности Индивидуальная форма усвоения знаний Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Cлайд 14

Деятельностный подход на уроках Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях Использование активных и интерактивных методик *

Cлайд 15

«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 имени Н.В. Менчинского

Павлово-Посадского муниципального района Московской области» (МОУ СОШ № 18)

142500, Московская область, ppschool 18@ mail . ru

г. Павловский Посад, ул. Мира, д. 1 тел. 8(49643)21524


“ Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”. Джон Дьюи.


«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л. Н. Толстой


Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы

Метапредметные

Личностные

Предметные

Основы системы научных знаний.

Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Усвоенные межпредметные понятия и УУД.

Управление своей деятельностью, самостоятельность.

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.


Ученые – основоположники теории

системно-деятельностного подхода

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в.,

последователь Песталоцци


как концептуальная основа ФГОС общего образования

Обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.


Система дидактических принципов:

  • Принцип деятельности;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип целостности;
  • Принцип минимакса;
  • Принцип психологической комфортности;
  • Принцип вариативности.

« Как обучать?»

  • Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
  • Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
  • Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
  • Какие методы и средства обучения выбрать?
  • Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?

Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

Как учить?

обновление

средств

обучения

Ради чего

учить?

ценности

образования


Педагогические технологии.

Группа технологий

Педагогические технологии СДП

1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества

Технологии уровневой дифференциации

2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровая технология

Проблемное обучение

Технология критического мышления

3. Педтехнологии развивающего обучения

Технология полного усвоения

Технология развивающего обучения

4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса

Групповые технологии

Педагогика сотрудничества


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника




Деятельность

Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности с использованием технологии

развития критического мышления

Пробное действие

Затрудне-

Реализация проекта

Само-контроль

Само-оценка

Мотивация



Прямой

Равные

Разные

Острый


Прием «Инсерт»

(уже знал)

(узнал новое

  • Многоугольник
  • Вершина многоугольника
  • Р многоугольника
  • Диагональ многоугольника
  • Угол многоугольника
  • Противоположные стороны, вершины четырехугольника

(думал иначе)

(есть вопросы)

  • определение многоугольника
  • не понял как получили формулу

Прием «ЗХУ»

  • Как складывать дроби с разными знаменателями?
  • Как вычитать дроби с разными знаменателями?
  • Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями

Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.


Синквейн

Пересекающиеся, параллельные.

Строим, переносим, совмещаем.

Нет ни начала, ни конца?!

Бесконечность!


Пример 1: Урок по теме « Сумма углов треугольника» – геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90 0 , 120 0 , 60 0 .

Побуждающий диалог .

Учитель : – Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик : – Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель : – Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы .

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы .

Начертите треугольник.

Измерьте его углы транспортиром.

Найдите сумму углов.

Какие результаты у вас получились?

К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

Сверим вывод с учебником.

А почему у вас получились неточные результаты?


«Великая цель образования – это не знания, а действия»