Меню Рубрики

Детская научно популярная энциклопедия. Познавательные рассказы для детей

Из опыта работы учителя начальных классов

Роль научно-популярной литературы для младших школьников


Описание статьи: статья предназначена учителям начальных классов. В ней представлен опыт работы с научно-популярной литературой для детей младшего школьного возраста.
В современном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно строить любую деятельность. Умение извлекать из научно-популярной литературы необходимую информацию, осмысливать её, формирует познавательный интерес, развивает самостоятельность читателя в процессе общения с текстом, учит работать со справочной литературой. Все это отвечает потребностям современного образования.
Перед школой встаёт важнейшая задача - научить детей читать и понимать тексты научно-популярного содержания.
Научно-популярные тексты существенно отличаются от тех, что привыкли слушать и читать дети. Поэтому учеников нужно готовить к восприятию таких текстов. При знакомстве с книгой необходимо объяснить, что в тексте могут встретиться непонятные слова и их значение нужно узнать, показать, что многие книги устроены особенно (алфавитный порядок, указатели и т.д.).
Вот несколько простых приемов, которые могут быть использованы в работе с научно-популярной книгой, мотивирующих интерес к ней:
поработать с названием книги (произведения), выявить в ней проблемы;
сообщить интересные сведения об авторах;
сознательно оставить без ответа вопрос, а предложить обратиться к поиску ответа к той или иной научно-познавательной книге;
чтение отрывков книг заканчивать на кульминационном моменте, “на самом интересном месте”, вызывая стремление узнать «а что же дальше»;
организовать такую практическую деятельности детей, для успешного осуществления которой необходимо обращение к детской книге о природе
Работу с книгами можно проводить
во время уроков;
во внеурочной деятельности;
в семье.
Наиболее эффективно использование научно-популярной и научно-художественной литературы, на уроках окружающего мира. Прежде всего, детей нужно заинтересовать научно-популярной книгой, для этого можно использовать пословицы, поговорки, загадки. Например, один из уроков «Окружающего мира» я начала загадками.
Сообщение классу готовых загадок, пословиц и поговорок было лишь первым этапом. На следующем этапе, после создания проблемной ситуации, я предложила детям самим по теме урока придумать пословицу, поговорку или загадку. Не всем это удалось, и я посоветовала обратиться к книгам.
На уроках «Окружающего мира» дополнительную литературу можно использовать с разными целями: это и чтение, как индивидуальное задание для учащихся (в этом случае текст подбирает учитель), с последующим рассказом классу о прочитанном, проведение познавательных минуток, во время которых происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, истории, современной жизни страны. Подбор и содержания таких познавательных минуток дается в виде домашнего задания, темы согласуются с основным содержанием урока. Дети, использующие при подготовке домашнего задания дополнительную литературу, обязательно поощряются на уроке, что мотивирует на дальнейшую работу с книгой.
Много видов работы с привлечением научно-популярной и научно-художественной литературы можно продумать во внеурочное время. В нашем классе постоянно организуются выставки книг под рубрикой «Я познаю мир», дети приносят книги, и на переменах мы с интересом рассматриваем иллюстрации, репродукции, высказываем предположения, о чем можно узнать из этой книги. Иногда темы книжных выставок оговариваем заранее «О воде», «Растения нашего края» и т.д. Очень интересно прошел классный час об Урале, информацию для которого тоже взяли из книг.
Мир книг научно-художественного и научно-популярного содержания огромен, и не потеряться в нем помогает старший библиотекарь ЦГПБ Новоуральска Михеева Л.А, которая, регулярно знакомит детей с научно-популярной литературой доступной для младшего школьника. Интересно рассказывая о фактах из жизни природы, Людмила Алексеевна обязательно показывает книгу, где можно узнать то, о чем она рассказала, и многое другое. Слушая грамотно рассказанный текст научно-популярной или научно-художественной книги, дети «приучаются» к особенностям таких текстов, подготавливаются к их чтению.
К чтению с детьми научно-популярной или научно-художественной книги, я пытаюсь привлечь и родителей, предлагая для вечернего семейного чтения не только художественную литературу. В нашем классе был проведен цикл бесед для родителей, на которых мамам и папам мы рассказали об особенностях данной литературы и показали приемы работы с ней. Оказалось, что родителей тоже нужно учить работать с такой литературой, во многих семьях она есть, но, к сожалению, порой родители обходятся только покупкой книг.
Надеюсь, что у учеников сформируется интерес к чтению научно-популярной литературы, которую они будут читать, понимать и которая станет для них необходимым источником знаний в течение всей жизни!

Используемая литература.

Беседы с учителем: 3 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 384 с.
Виноградова Н.Ф., Калинова Е.С. Окружающий мир: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2004. – 160 с.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.
Программы четырехлетней начальной школы.- М.: Вентана – Граф, 2004. – 144 с.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: ПЦ "Эксперимент", - 2000. -260 с.


План урока 1.Определение понятия «научно-популярная литература», «научная литература». 2.История научно-популярной литературы. 3.Различие между научно-популярной и художественной литературой. 4.Научно-популярные электронные книги 5.Практическое занятие. Работа с научно- популярной литературой.


Определение понятия «научно- популярная литература», «научная литература». Научно-популярная литература- литературные произведения о науке, научных достижениях и об ученых, предназначенные для широкого круга читателей. Научная литература – совокупность произведений, которые создаются в результате научных исследований. Она предназначена для специалистов.


История научно-популярной литературы В России первые печатные популярные произведения о науке появились в 1 четверти 18 века. В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке – «О природе вещей» Лукреция Кара и Письмо о пользе стекла» М.В.Ломоносова.




Герцен А.И. создал блестящие образцы популяризации философии и естествознания. Огромное влияние на развитие науки оказала деятельность К.А.Тимирязева.- его произведение «Жизнь растения», Ф.Ф.Павленкова, издавшего «Библиотеку полезных вещей», В.В.Лункевича –его серия «Жизнь замечательных людей» В России выходили научно- популярные книги западно- европейских ученых, например «Мировые загадки» Э.Геккеля, «Жизнь животных» А.Э.Брема.


В 1972 году было издано 2093 научно- популярные книги и брошюры тиражом 66,5 млн.экз. Достижениям современной науки посвящены ежегодники «Наука и человечество», «Эврика», многие другие журналы. За рубежом среди современных произведений особенно выделяются книги А.Азимова, Ж.Кусто, Т.Хейердала, Г.Сиборга. А.Азимова, Ж.Кусто, Т.Хейердала, Г.Сиборга.








Интеллектуальная игра. Тема 1.Лик Земли. 1.Какое дерево является самым распространенным в Австралии? 2.Как называется самая большая неядовитая змея? 3.На каком континенте змеи не водятся? 4.Это паукообразное с помощью хвоста, ядовитым жалом легко расправляется с мелкими млекопитающими и ящерицами.


Тема 1.Лик Земли. 1.Какое дерево является самым распространенным в Австралии? (ответ - эвкалипт) 2.Как называется самая большая неядовитая змея? (ответ - анаконда) 3.На каком континенте змеи не водятся? (ответ - в Антарктиде) 4.Это паукообразное с помощью хвоста, ядовитым жалом легко расправляется с мелкими млекопитающими и ящерицами. (ответ - скорпион)


Тема 2. История и география. 1.Об этой битве Наполеон сказал: «Из всех моих сражений это - самое страшное» 2.Какое море в средневековой Европе называли янтарным? 3.Как называли европейцы коренных жителей Америки? 4.Гигантские волны. 5.Самый маленький океан. 6.Сколько подвигов совершил Геракл?


История и география. 1.Об этой битве Наполеон сказал: «Из всех моих сражений это- самое страшное» (ответ - Бородино 1812 год.) 2.Какое море в средневековой Европе называли янтарным? (ответ - Балтийское) 3.Как называли европейцы коренных жителей Америки? (ответ - индейцы) 4.Гигантские волны. (ответ - цунами) 5.Самый маленький океан. (ответ - Северный Ледовитый) 6.Сколько подвигов совершил Геракл? (ответ - двенадцать)




До конца года осталось совсем немного, а это значит, что пора подводить итоги и строить планы (конечно только тем, кто любит это делать по календарю, а не в любой день года, по велению сердца). Попробуем и мы выбрать из книжного разнообразия самые-самые лучшие издания уходящего года.

Научно-популярная литература сегодня переживает самый настоящий расцвет – серии «нон-фикшн» появляются одна за другой, иллюстрации все интереснее, инфографика – сложнее. В расцветшей вдруг моде на самообразование, когда каждый уважающий себя взрослый хотя бы раз в неделю слушает он-лайн курс на очередной бесплатной образовательной платформе или посещает лекцию на актуальную тему «Есть ли жизнь на Марсе?», авторам и издателям приходится стараться изо всех сил, чтобы не отстать в гонке разнообразных источников доступной информации об окружающем мире для взрослых и детей. Они не отстают: практически каждую неделю в книжных магазинах появляются новые книги жанра «нон-фикшн» для детей. Предлагаем сегодня сосредоточиться на научно-популярных книгах 2015 г. (первое издание), написанных российскими авторами .

Следуя законам жанра, мы включили в обзор только 10 изданий, но на самом деле нельзя не порадоваться, что хороших книг, достойных участия в этом и любом другом «топе», гораздо больше! Многие из новых книг научно-популярного жанра выходят далеко за границы привычных нам направлений, помимо энциклопедий на предельно общие темы, вроде «Животные», «Динозавры» или там «Космос», появляются книги, посвящённые узким темам и неожиданным вопросам. Как вам, например, книга об избах черносошных крестьян? А энциклопедия, посвящённая барабану? Мы уже не говорим о книге, рассказывающей исключительно о старинных европейских замках, или издании о снежинках! Ещё одной отличительной чертой хорошей современной детской книги нон-фикшн является её изумительное оформление: перед нами не просто информативный текст, а высокохудожественное издание с красивыми иллюстрациями, с продуманным оригинальным макетом.

Е. Новичкова, Е. Бунтман, А. Ратина Петр I . – М.: Лабиринт, 2015. – 28 с., ил. – ISBN 978-5-9287-2647-8.

Книга, которую читатели ждали (а издатели готовили) больше трёх лет, наконец-то вышла в свет в уже привычном «интерактивном» воплощении. На толстых картонных страницах разместились иллюстрации, вырезки из указов и документы, дополнительные клапаны и кармашки, объёмные конструкции и «гармошки», вклейки и вкладки, посвящённые личности самого знаменитого российского императора и его эпохе. Каждый из четырнадцати разворотов книги посвящён какой-то одной теме, важной странице петровской эпохи, перед нами развернутся начало царствования, строительство Петербурга, основание русского флота, Северная война, «Юности честное зерцало» и многое другое.

Уже в прошлых подобных изданиях авторы продемонстрировали нешуточное умение не только выделять главное, но и обращать внимание на мельчайшие, самые любопытные детали. Так и тут: мы прочитаем не только о причинах начала Северной войны, её этапах и итогах, но и в подробностях рассмотрим военные мундиры обеих армий, узнаем все нюансы изготовления пушек, рассмотрим военные награды. Подобные нюансы есть в каждой теме, затронутой в книге.

Пальцев обеих рук не хватит, чтобы перечислить всех научных консультантов этой, казалось бы, «игровой» книги, недели не хватит, чтобы переварить всю информацию, которую авторы каким-то чудом умудрились впихнуть в 28 разноцветных страниц!

Читателям от 7 лет.

Н. Голь, Е. Лестр Санкт-Петербург. Время Петра . – СПб.: Арка, 2015. – 120 с., ил. – ISBN 978-5-91208-140-8.

Можно сказать, что Петру I в этом году повезло: издатели детских книг не обидели его персону своим вниманием. Вот и книга петербургского писателя, постоянного автора познавательных страничек журнала «Костёр», созданная в соавторстве с Еленой Лестр, посвящена петровскому времени, правда здесь авторы не стремятся охватить неохватное, а в подробностях освещают лишь начальный период правления Петра I, сосредоточившись на строительстве новой столицы – Петербурга. Все главы начинаются со слова «первый»: «Первый камень», «Первая крепость», «Первый дом», «Первая верфь». Издание, созданное с помощью научных сотрудников Государственного Эрмитажа, отлично проиллюстрировано, в качестве картинок использованы гравюры, литографии и другие изображения, созданные очевидцами описываемых событий. Вместе с тем, большинство улиц, строений и вещей, о которых говорится в книге, сохранилось до сих пор, что делает её не только отличным познавательным историческим чтением, но и своего рода путеводителем по историческому Санкт-Петербургу.

Читателям от 10 лет.

Д. Ржанников Библейские сюжеты в барельефах Петербурга . – СПб.: Фордевинд, 2015. – 64 с., ил. – ISBN 978-5-904736-30-9.

Ещё одна книга, связанная с Санкт-Петербургом, правда не столько в историческом, сколько в искусствоведческом смысле, – это очередной выпуск серии «Иллюстрированный путеводитель». С первого взгляда, барельефы – это не тот предмет, который особенно интересен детям. Но может это оттого, что никто не пытался их этим заинтересовать? Уверяем вас, у автора книги «Библейские сюжеты в барельефах Петербурга» это наверняка получится! Особенно если ребёнок любит разгадывать загадки и решать сложные квесты.

Последовательно и подробно автор книги рассказывает о том, что такое барельеф и знакомит читателя с десятью самыми известными зданиями с барельефами библейской тематики, расположенными в современном Санкт-Петербурге. Каждая глава, посвящённая определенному архитектурному памятнику, рассказывает решительно обо всем: там обязательно указан адрес строения (кстати, на стенах Казанского и Исаакиевского собора больше двух десятков барельефов, вы их когда-нибудь рассматривали?), описаны особенности каждого изображения, приведена история сюжета, представлены все персонажи, кроме этого автор не забывает объяснить незнакомые термины. Текст сопровождается великолепными иллюстрациями, а в конце книги и вовсе праздник для юного исследователя: сначала приводится список всех упомянутых в книге библейских событий, потом – краткий словарик с картинками архитектурных терминов из книги, и наконец – игра «Охота на шедевры»: указатель музеев, на экспонатах которых можно увидеть те же самые события!

Читателям от 10 лет

Е. Борисова Детство на кораблях . – М.: Арт-Волхонка, 2015. – 88 с., ил. – ISBN 978-5-9905968-0-1.

/>

История Октябрьской революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войны – не самый популярный сегодня сюжет в детской литературе. Однако третья книга серии «Про…» как раз повествует об одном из эпизодов этой большой истории: Русской эскадре, группе кораблей и пароходов, которые в 1020 г. покинули Крымский берег и отправились в плавание сначала в Турцию, а затем – к берегам Туниса. Через историю семьи офицера Манштейна, его жены и дочери Асты (книга написана именно на основе её воспоминаний), членов Русской эскадры, автор рассказывает о малоизвестном эпизоде истории российского общества. Мы узнаём детали жизни русских офицеров в Африке: как они бытовали, на что надеялись, как учились дети, что праздновали, чем питались. Не забывает автор прояснить для читателя самый важный контекст: историю русского флота, моряцкого образования, говорит об Андреевском флаге и морской чести. Книга завершается словарём терминов и подробной схемой корабля, точно такого, который стал домом для эмигрантов.

Богатству оформления этой книги могут позавидовать лучшие исторические труды: она напичкана редкими фотографиями, изображениями документов и артефактов, взятых из собраний частных и государственных архивов. Вся эта информация очень умно и красиво организована, перед нами как раз тот случай, когда дизайн книги можно приводить в качестве примера для подражания.

Читателям от 12 лет.

Н. Синельникова Десять картин о войне . – М.: Клевер-Медиа-Груп, 2015. – 22 с., ил. – ISBN 978-5-91982-667-5.

Казалось бы, каких только книг с дежурно-парадными фразами о героизме и мужестве наших солдат в Великой Отечественной войне не вышло за последние 70 лет! Но эта, кажется, единственная в своём роде: перед нами искусствоведческий анализ десятка батальных живописных полотен, созданных во время и после войны, таких как «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» К. Ф. Юона, «Защитники Брестской крепости» П. А Кривоногова, «Александр Невский» П. Д. Корина и других. Книга сделана в формате инфографики: на каждом развороте приведена репродукция картины, краткое описание истории её появления и событий, изображённых на ней, справка о художнике, а также врезки и вставки с фактами и цитатами, которые имеют какое-то отношение к картине и событию. Например, описание картины «Александр Невский» сопровождается фотографией лётчика Билюкина, летавшего на именном истребителе «Александр Невский», и изображениями военных агитационных плакатов, в которых также использовалась «богатырская» тематика.

К сожалению, авторам не удалось избежать дежурных штампов об «отчаянной борьбе обычных советских людей в тылу врага», о рабочих и колхозниках, сражавшихся «плечом к плечу», о том, что «страна мужала», несколько выхолощенных уже за десятилетия постоянного использования. Видимо, мы пока не научились как-то иначе говорить об этой войне.

Читателям от 7 лет.

Русские ремёсла . – М.: Редкая птица, 2015.

Маленькая энциклопедия о традиционных русских ремёслах и промыслах, созданная редакцией «Редкой птицы» при участии художников Русаны Наливайко и Капыча, а также научного консультанта д. и. н. Л. В. Беловинского, рассказывает о том, как русские крестьяне делали своими руками самые необходимые для хозяйства вещи. Плетение из бересты, изготовление ложек из дерева, гончарный промысел, плетение корзин, прядение, ткачество – это далеко не полный перечень промыслов, описанных в книжке. Авторы расскажут о разделении ремёсел на мужские и женские, не забудут прояснить и изобразить все непонятные слова и термины, завалят читателя интересными забавными фактами, которые делают чтение весьма занимательным. Не забудут даже историю о том, как Петр I лапоть не смог сплести!

При нынешней моде на ручную работу все эти знания могут оказаться не только любопытным дополнением к курсу истории русской культуры, но и составить теоретическую подготовку будущего мастера.

Читателям от 7 лет.

А. Литвина Метро: на земле и под землёй . – М.: Пешком в историю, 2015. – ISBN 978-5-905474-30-9.

Познавательная книжка-картинка об истории железной дороги вообще и подземки в частности выделяется из ряда себе подобных благодаря оформлению. Анна Десницкая, которая нарисовала иллюстрации к этой книге, давно уже полюбилась читателям по книгам О. Мандельштама «Два трамвая» и Э. Шендеровича «Инопланетяне у египтян», однако здесь она впервые проявила себя в познавательном жанре. Надо сказать, что получилось на редкость хорошо: художнику удалось сохранить свой оригинальный стиль, в котором юмор сочетается с изяществом, а любовь к деталям не ведёт к избыточности. Текст книги служит дополнением к иллюстрациям. От разворота к развороту читатели узнают об изобретении паровоза и первых железных дорогах, о том, как пробивали туннели в скалах и прокладывали высокие эстакады, о строительстве метро в Москве и за рубежом. Не забывает автор про трамваи, велосипеды и автомобили. Те, кто устанут читать, могут поиграть: отыскать на картинке все машины или «железнодорожные» профессии, сравнить площадь Мясницкие ворота в Москве в 1920-е гг. и сегодня, поиграть в игру-ходилку по схеме Московского метрополитена и ответить на хитрые вопросы.

Читателям от 5 лет.

Петр Багин В лесу . – М.: Мелик-Пашаев, 2015. – 48 с., ил. – ISBN 978-5-00041-125-4.

Жизнь леса средней полосы России в очередной раз стала темой красивейшей книги для детей (кстати, именно она получила в этом году премию «Образ книги» в познавательной номинации). Сочетание иллюстраций и текстов в этом издании далеко не в пользу последнего – перед нами книга художника в самом лучшем смысле этого слова, что никак не сказывается на информативности.

В книге условно выделяется две части: в первой художник последовательно представляет нам времена года. Для каждого месяца создана своя масштабная панорамная иллюстрация, на которой собрано всё сразу: животные, хищники и травоядные, рыбы, птицы, насекомые, растения, грибы и соответствующая погода. Воспринимать этот подход художника как избыточность или «декоративность» – дело вкуса. Вторая часть книги имеет подзаголовок «Гнёзда и норы. Родители и детёныши», именно там можно увидеть поэтапное развитие тех живых существ, которых читатели уже наблюдали на панорамных иллюстрациях, их жилища «в разрезе». В этом разделе есть что почитать: каждое изображение сопровождается ёмким комментарием.

Читателям от 5 лет.

В. Малеев Занимательная зоогеография . – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 192 с., ил. – ISBN 978-5-00057-294-8.

Известный биолог и фотохудожник Валерий Малеев сам объездил полмира и сделал множество фотографий животных. Затем он отобрал примерно полторы сотни самых интересных, разместил их по соответствующим климатическим зонам и составил для каждого из своих героев короткое, нескучное описание. Получился своего рода фото-справочник, где каждый зверь представлен тремя-четырьмя очень красивыми фотографиями, небольшой статьёй и энциклопедической информацией, размещённой сверху каждой статьи: там указан рост и вес взрослого животного, продолжительность его жизни и любимая пища. Книга разделена на главы в соответствии с климатическими зонами, а в предисловии автор говорит, что данное издание – лишь крохотная частица знаний о мире живой природы и призывает читателя расширять свои познания.

Читателям от 5 лет.

И. Панкратов Слонодёмия . – СПб.: Азбука, 2015. – 256 с., ил. – ISBN: 978-5-389-07698-3.

Автор книги, кандидат физико-математических наук, в сказочной форме знакомит читателей с законами физики. Главный герой книги – маленький демон Максвелла Дёма – попадает в сказочную страну Тыквено, где каждый день рядом с ним перестаёт работать один из законов физики. Героям приходится выпутываться из ситуаций, когда мир вокруг ведёт себя не так, как обычно, а читателям предстоит понять целый ряд важнейших физических принципов и законов. В этом им помогут «Заметки Дёминого папы», расположенные после каждой главы, где простым и понятным слогом автор объясняет изумительно сложные для выбранной целевой аудитории вещи, как-то: второй закон термодинамики, закон Архимеда, гравитация, отдельные вопросы астрофизики и даже научные исследовательские методы.

Забавно, что эта в первую очередь познавательная книжка получила премию именно за литературные достоинства: в 2014 г. автор был отмечен премией «Дебют» в номинации «Проза».

Читателям от 8 лет.

Именно научно-популярные произведения в формах, определенных спецификой детского восприятия, традиционно способствуют последовательному осуществлению комплексного процесса познания ребенком реальной действительности

Обеспечение процесса познания мира в первоначальном, наиболее полном значении этого понятия, требует от детской литературы как сообщения универсальной, абсолютно достоверной информации о достигнутом обществом уровне знания о мире, так и пробуждения интереса к самому процессу познания, его отдельным этапам, способам получения реальных результатов, конкретным участникам процесса, формирования первичных навыков научной (познавательной) деятельности. На каждом этапе развития ребенка все эти задачи решаются в разном объеме и разными средствами. При этом присущая научно-популярной детской литературе универсальность тематики реализуется в произведениях для различных групп читателей с помощью способа постепенного раскрытия и усложнения темы, перехода от простого к более сложному. Подобный способ определяет не только принципы отбора фактического материала, но и использование художественных и собственно популяризаторских средств в точном соответствии с уровнем детского восприятия, общего развития в каждой конкретной возрастной фазе.

Необходимость обращения к различным типам детского читательского восприятия определяет традиционность существования и в составе современной научно-популярной литературы для детей двух основных направлений: дидактического (или собственно научно-популярного) и художественно-образного (или научно-художественного), отличающихся при единстве предмета, целевого назначения различными литературными методами. Воспитание материалистического мировоззрения, интереса к науке, навыков научного мышления и т.д. осуществляется в произведениях первого направления средствами популярного изложения, доступными детскому восприятию. При этом свойственная подобного рода произведениям занимательность (как необходимое качество любого детского произведения) достигается за счет полноценного раскрытия самого существа науки, ее методов, наиболее ярких и значительных достижений, конкретных результатов и нерешенных проблем, а также выявления героизма и целеустремленности научного поиска, связей между научными открытиями, иногда даже самыми парадоксальными, и явлениями обыденной жизни.



В качестве авторов произведений дидактического направления уже во второй половине ХIХ века часто выступают известные ученые, реже - писатели, подобная традиция получила в советское время дальнейшее развитие. Обращаясь к читателю-ребенку, ученые исходят, как правило, из того, что хотя «беллетристическая форма изложения вызывает интерес, завлекает, но жизнь в значительной мере состоит из труда. Научное исследование требует нередко больших волевых усилий. И представлять все это ребенку только в сугубо занимательной, точно нарочито облегченной форме - значит оказать ему плохую услугу, значит его обмануть. Научно-популярная книга должна учить работе, эксперименту, приучать не щадить усилий для достижения цели» (М.М. Завадовский, известный ученый-биолог).

В силу своей специфики дидактическая детская научно-популярная литература обращается в основном к читателям, у которых определенный интерес к науке уже сформировался, существует конкретное (первичное или более развитое) представление о предмете, потребность в расширении своих знаний. В то время как произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются к читателям, чей интерес к науке еще не сформировался (или не до конца сформировался). Произведения данного направления как раз и стремятся пробудить у детей интерес к науке и технике, научному поиску.

Если классическая научно-популярная литература дидактического направления обращается, как правило, к уму читателя, к его логическому восприятию, расширяя и углубляя знания, отвечая на конкретно поставленные вопросы полно, точно и увлекательно, вводя непосредственно в суть предмета, выделяя главное, намечая исторические вехи и перспективы развития науки и техники, то художественная популяризация в лучших своих образцах обращается не столько к уму, сколько к чувствам ребенка, стремясь воспитать, развить творческую фантазию детей, дать им почувствовать себя хозяевами Вселенной, творцами мировой истории. Именно поэтому одной из наиболее характерных черт произведений данного направления является публицистичность.

Широкое использование художественно-образных средств, обращение к наиболее ярким событиям в истории науки составляют истоки занимательности данного направления в детской научно-популярной литературе. В частности, этим определяется широкое распространение жанра беллетризированной биографии в этом комплексе произведений. Обращение к жизни талантливого ученого, изобретателя, писателя, художника (любого другого деятеля искусства) дает благодатный материал для рассказа о самой сути творческой деятельности, о перипетиях научной мысли, романтике исследовательской, творческой работы. В русле художественного направления детской научно-популярной литературы параллельно существуют и произведения, условно называемые «информационной беллетристикой», в которых художественные средства лишь обрамляют сугубо научный материал, придают ему стройность, объединяют общим сюжетом и т.д. Большинство этих произведений адресовано младшим и средним возрастным группам детских читателей, особенно восприимчивым к художественно-образному строю произведений. При этом само применение художественного метода не приобретает в научно-популярных произведениях самодовлеющего характера. В противном случае речь будет идти о произведении художественной литературы для детей на соответствующую (научную) тему, однако провести разделительную черту между художественной и научно-художественной литературой для детей очень трудно.

Хорошая научно-популярная литература в максимально доступной, простой, но интересной форме расскажет юным читателям о фундаментальных и прикладных науках, географических открытиях и путешествиях и т.д. Удовлетворите любопытство маленьких почемучек!

«Занимательная астрономия»
Яков Перельман
Издательство Римис

Книга Я. И. Перельмана познакомит читателей с отдельными вопросами астрономии, в увлекательной форме опишет важнейшие явления звездного неба. Многие из них, кажущиеся привычными, автор покажет с неожиданной стороны и раскроет их действительный смысл. Задача книги - развернуть перед читателем широкую картину мирового пространства и происходящих в нем удивительных явлений и возбудить интерес к одной из самых увлекательных наук, к науке о звездном небе.

«Живая математика»
Яков Перельман
ИД Мещерякова

Математика может быть по-настоящему живой и увлекательной! Для того чтобы убедиться в этом, достаточно открыть эту книгу Я.И. Перельмана, в которой вы найдете два сборника занимательных задач и головоломок на математические темы, которые отлично развивают логическое мышление и память. "Ящик загадок и фокусов" - книга-шкатулка, наполненная шуточными вопросами, загадками, играми и фокусами. "Живая математика" представляет собой сборник логических задач, которые волшебным пером автора превращены в небольшие и увлекательные рассказы. Читателю достаточно обычных знаний по элементарной математике и начальной геометрии, чтобы справиться с заданиями автора.

«Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам»
Даниэль Мизелиньский,Александра Мизелиньская
Издательство Самокат

Четыре тысячи картинок рассказывают о 41 стране: кто в ней живет, какие самые распространенные имена, какие достопримечательности - природные, архитектурные, самые распространенные и самые редкие представители флоры и фауны, обычаи и традиции, исторические персонажи, прославившие свою родину, виды спорта, национальная кухня... И еще очень много всего, что заставит вас всей семьей часами бродить по африканским пустыням, осваивать приветствие новозеландских маори или изучать арктическую фауну. Вперед, к новым открытиям!

«Почему трава зеленая и еще 100 детских "почему"»
Татьяна Яценко
Издательство Питер

Почему мы чихаем? Почему трава зелёная? Почему Луна не падает на Землю? Почему лев - царь зверей? Почему китайцы едят палочками? Сколько ещё вопросов может задать ребёнок за одну минуту? А вы знаете ответы на каждый из них? Вам повезло! Теперь у вас есть исчерпывающий гид по всем детским "почему"! Вам не придется ломать голову над каверзными вопросами - вы станете самым сведущим и мудрым родителем на свете!

«Научные фокусы и загадки»
Яков Перельман
Издательство АСТ

"Научные фокусы и загадки" - это увлекательная коллекция хитрых вопросов, занимательных задач, интересных загадок, головоломок, фокусов и игр. Эта книга для веселых, находчивых и сообразительных читателей!

«Мой объемный атлас мира»
Дарья Дорофеева
Издательство Мозаика-Синтез

Отправьтесь в кругосветное путешествие с удивительным интерактивным атласом мира. Юные читатели узнают много нового и удивительного о Северной и Южной Америке, Евразии, Африке, Австралии и Антарктиде. Самая высокая гора в мире, самая большая и самая маленькая страна, крупнейшие города, знаменитые достопримечательности, животный мир, национальные танцы и спорт, исчезнувшие города и древние цивилизации – все это и многое другое расскажет эта книга.

«Иллюстрированный атлас географических открытий»
Издательство Махаон

Этот Атлас посвящен истории географических открытий с глубокой древности и до сегодняшнего дня. - Подробные карты, на которые нанесены маршруты путешествий - Старинные и современные цветные и черно-белые фотографии - Краткие биографии путешественников и первооткрывателей - Статистические данные о жизни путешественников, их экспедициях - Хронологическая лента - Алфавитный указатель Атлас станет незаменимым справочным пособием и настольной книгой для читателей всех возрастов.

«В мире жуков. Интересные факты о животных»
Стив Дженкинс

О чем эта книга? Жуки - удивительные существа, вызывающие искреннее любопытство у детей. Эти не очень-то приятные, по мнению взрослых, насекомые гораздо интереснее и красивее, чем может показаться на первый взгляд. Надо только присмотреться! В своей необычной книге знаменитый иллюстратор Стив Дженкинс демонстрирует самых разных жуков во всей красе и знакомит маленьких читателей с удивительными фактами из их жизни. Как устроены насекомые, как они растут, чем питаются, где живут, как общаются между собой? Ваш ребенок найдет ответы на эти и многие другие вопросы во время увлекательного путешествия в фантастический мир жуков. Фишка книги В этой книге вы встретите уникальное сочетание - познавательное содержание и изысканные, завораживающие, натуралистичные иллюстрации.

«Самые невероятные факты»
Издательство Эксмо

300 самых удивительных секретов окружающего мира в новой энциклопедии Disney.Энциклопедия - это по-настоящему интересные факты, первоклассные фотографии и юмор диснеевских героев. Книга в подарочном оформлении, на мелованной бумаге.

«Увлекательная физика»
Елена Качур
Издательство Манн, Иванов и Фербер

Почему предметы падают на пол, а не на потолок? Почему мяч не тонет в воде? Откуда берётся эхо? Отчего во время грозы гремит гром и как появляется радуга? Ответить на эти и многие другие вопросы любознательному Чевостику поможет его старший друг дядя Кузя. Для этого они отправятся в увлекательное путешествие, в котором познакомятся с необыкновенно интересной и важной наукой - физикой! Вместе с маленькими читателями они будут наблюдать за интересными явлениями, а дядя Кузя объяснит их физическую природу.

Благодарим портал Read.ru за помощь в составлении рейтинга