Меню Рубрики

Что будет в новом профессиональном стандарте педагога. Что будет в новом профессиональном стандарте педагога Справочник профессиональных стандартов на год


Статья поможет узнать что такое профстандарты, как их применять с 1 июля 2016 года. Где найти полный перечень ПС. Кто такой профессиональный педагог согласно новых стандартов учителя, бухгалтера.

С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты стали применяться в отношении многих профессий. Они включают в себя список требований и условий. Которые должны быть соблюдены в отношении работников. О том, как правильно внедрить профстандарты, для педагога, учителя, бухгалтера. Какие документы следует изучить и что грозит за неисполнение закона вы можете узнать из этой статьи.

Профессиональный стандарт - что это такое?

Профстандарт 2019 представляет собой характеристику квалификации. Которая необходима работнику для того, чтобы он мог работать в определенной профессии.

Данное понятие включает в себя требования к навыкам и умениям. также опыту работы. Оно было включено в в конце 2012 года. Правила применения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 23 от 22 января 2013 г. Статья, касающаяся профстандартов действует с 1 июля 2016 г.

На данный момент в реестре профстандартов на сайте министерства труда и социальной защиты РФ примерно 800 документов. До конца 2016 года эта цифра должна увеличиться еще минимум на 200. Далее министерство доведет список обязательных стандартов до 2000.

С 1 июля 2016 года начнет действовать новая Трудового кодекса РФ. Которая называется «Порядок применения профессиональных стандартов». Работодатели обязаны будут применять профстандарты. Если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом. Федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. (статья 11 закона об образовании, а также статья 73). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер.

Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в должностные инструкции. Штатное расписание, пересмотреть локальные акты (Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов. Утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).

к меню

Кому и как применять профстандарты с 1 июля 2016 года

Профстандарты обязательно применяются , если требования к квалификации сотрудников установлены Трудовым кодексом. Федеральными законами или другими нормативно-правовыми актами (ст. 195.3 ТК РФ). Список профессий, к которым требования установлены законами, смотрите в таблице.

Есть два случая, когда наименование должности нужно указать как в профстандарте, даже если применять его не обязательно.

1. если работа дает право на компенсации или льготы.

2 . Если работа связана с ограничениями. Это правило абзаца 3 части 2 Трудового кодекса РФ.

Если по таким профессиям профстандарт не утвердили, должность указывайте по квалификационным справочникам. Это актуально, например, для медиков, педагогов, которым полагаются льготы: дополнительные отпуска, сокращенное рабочее время, льготная пенсия.


Где размещен перечень обязательных профстандартов?

Профессиональный стандарт разрабатывается и принимается Минтрудом Российской Федерации. Далее, для того, чтобы указанный документ получил законную силу, ему предстоит быть зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ.

Официальный реестр утвержденных профстандартов России- это по сути все зарегистрированные в Министерстве юстиции профессиональные стандарты.

ВАЖНО! Прежде чем начать руководствоваться профстандартами, опубликованными для ознакомления в интернете. Следует достоверно убедиться, что они зарегистрированы в Министерстве юстиции. Зачастую подобные документы размещаются Мининтрудом для внесения замечаний.


к меню

Официальный список профстандартов сайт Минтруда

Приведен перечень утвержденных профстандартов для педагогов, кадровиков, бухгалтеров с 2016 года.

Какое должно быть образование у педагогов по профстандарту

Общие требования профстандарта к образованию педагогов не учитывают специфику учреждений допобразования. Педагог должен иметь образование по направлению подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки».

Новый профстандарт изменил требования к образованию методистов и приравнял их к преподавателям. Поэтому если вы уже переводили на старый профстандарт методистов, образование которых не соответствует направлениям подготовки высшего образования и специальностей «Образование и педагогические науки», то лучше вернуть их на условия квалификационного справочника.

Методистами не смогут работать сотрудники с образованием по направлениям «Гуманитарные науки» (историки). «Науки об обществе» (психологи, юристы, экономисты)

В отличие от старого в новом профстандарте нет требования обучать работников по дополнительным профессиональным программам. По профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. Однако это требование есть в пункте 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Поэтому раз в три года педагога все же надо направлять на повышение квалификации.

Нуждается ли работник в дополнительном образовании, решает комиссия при аттестации работника. Или руководитель учреждения (ст. 196 ТК). Хотя если образование работника не соответствует реализуемым в учреждении программам, такому специалисту лучше получить дополнительное образование.

Применение профстандартов

  1. Организация аттестации работников.
  2. Управление персоналом.
  3. Разработка должностных инструкций.
  4. Формирование кадровой политики.
  5. Тарификация работ.
  6. Организация обучения работников.
  7. Присвоение тарифных разрядов.
  8. Установление системы оплаты труда.

Как уже было отмечено, ПС станут обязательными для некоторых категорий работников. Применение профессиональных стандартов обязательно в случаях, когда требования для квалификации работников установлены в ТК РФ и иных нормативных правовых актах.

Таким образом, согласно части 4 статьи 7 ФЗ №402 от 06.12.2011 г. в страховых фирмах, негосударственных пенсионных фондах, публичных АО у главбуха в обязательном порядке должны присутствовать:

  • Рабочий стаж не меньше 3 лет за последние 5, если есть соответствующее образование. Обязательно связанный с ведением бухгалтерского учета, аудиторской деятельностью и т.п.
  • Рабочий стаж не меньше 5 лет из последних 7, если соответствующего деятельности образования нет.
  • Высшее образование по профессии или нет.
  • Отсутствие судимости (неснятой или непогашенной) за противозаконные деяния, совершенные в экономической сфере.

Стоит заметить, что прочие организации (не перечисленные в предыдущем абзаце) могут нанимать работников, минуя данные условия.

На основании профстандарта РФ работодатель имеет право на утверждение новых должностных инструкций. Иногда в результате подобных изменений круг обязанностей работников может стать более обширным. Ни в коем случае нельзя производить данное действие не уведомляя об этом сотрудника. Согласно ч.2 статьи 72 и ч.2 статьи 74 Трудового кодекса России, работник должен предупрежден о вышеназванных обстоятельствах минимум за 2 месяца и дать свое согласие, если его все устраивает.

ВАЖНО! Если работник не соответствует профессиональным стандартам 2016, то уволить его на этом основании все-равно нельзя. Он может быть лишен работы лишь в том случае, если результаты его аттестации будут плохими или в организации не найдется вакантного места для него соответствующего его знаниям и умениям. Также работнику может быть предложено получение дополнительного образования с целью его дальнейшего соответствия профстандарту.

Вопрос: Какое наказание грозит работодателю, если он отказался от внедрения ПС, но данное правило в обязательном порядке установлено законодательством?
Ответ: Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях, за подобное нарушение предусматриваются следующие варианты наказаний:

  1. При нарушении в первый раз - предупреждение.
  2. Для организаций - штраф в сумме 30-50 тысяч рублей.
  3. Для должностных лиц - штраф 1-5 тысяч рублей.
  4. Для индивидуальных предпринимателей - штраф 1-5 тысяч.рублей.

к меню

Переход на профстандарты профессиональный бухгалтер, педагог

На первый взгляд может показаться что внедрение профстандартов представляет собой нетрудоемкий процесс и провести эту процедуру с легкостью сможет один ответственный сотрудник. На самом деле это не так. Поэтому рекомендуется сформировать группу из сотрудников для того чтобы они составили план перехода на профстандарты.

Состав указанной группы (он может быть составлен в свободной форме). Особых указаний законодательство в данном вопросе не предусматривает.

Специалисты, которым необходимо ознакомиться с перечнем профстандартов и использовать полученную информацию в своей работе:

  • Из отдела управления персоналом.
  • Из бухгалтерии.
  • Из планово-экономического отдела.
  • Из юридического отдела.

Примерный план перехода на профстандарты России:

  1. Разделить весь процесс на отдельные секторы. Так будет проще отслеживать.
  2. Определить рамки сдачи проектов документов от исполнителей.
  3. Определить ответственных лиц, отвечающих за выполнение плана.

Ознакомление работников, ответственных за исполнение плана должно быть подтверждено их подписью в соответствующем документе.

Рабочая группа должна будет определить соответствие имеющихся в организации должностей с профессиональными стандартами 2016. Для это стоит обратиться к штатному расписанию.

Далее, выбирайте подходящие под должности ПС и сравните реальную цель определенного вида профессиональной деятельности с отраженной в документе. Тщательно проработав данный вопрос для каждой из должностей можно подобрать соответствующий профессиональный стандарт.

ВАЖНО! Наименование ПС не равно названию должности, так как он охватывает всецело вид деятельности с общими характеристиками должностей, а не конкретную профессии. Также в результате работы с ПС может возникнуть потребность в переименовании должностей.

Внедрение профстандартов по пунктам (обобщение сказанного в разделе):

  1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению ПС в организации.
  2. Проведение заседания комиссии
  3. Составление плана по внедрению.
  4. Определение соответствия должностей в организации и имеющихся ПС.
  5. При надобности переименование должностей.
  6. Вписывание изменений и нововведений в должностные инструкции.
  7. Внесение изменений в систему оплаты труда.
  8. Разработка и проведение мероприятий направленных на переподготовку работников.
  9. Аттестация работников.
  10. Проведение прочих организационных мероприятий по внедрению ПС.

Если работа дает право сотруднику на какие-либо льготы или компенсации, а также связана с ограничениями, то в трудовом договоре следует отразить наименование должности так же, как и в ПС или квалификационных справочниках.

Стоит заметить, что между квалификационным справочником и профстандартами могут быть различия. Например, не совпадать должности, которым положена льготная пенсия. Равнозначность этих понятий в последующем планируется быть установленной Правительством РФ. Решение по данному вопросу должно оформляться протоколом. Потому что в случае проверки именно протокол даст ответ на вопрос - «Почему наименование должности не аналогично указанной в ПС». Поможет данный факт и в случае возникновения конфликтов с сотрудниками или наличии претензий от органов инспекции.

В ПС отражена достаточно подробная информация, касающаяся требований к образованию специалистов, а также к опыту их работы и прочим знаниям и умениям.

к меню

Квалификационные требования к специалистам разных отраслей

Для бухгалтера бюджетного учреждения :

  1. Минимальное требование - наличие среднего специального образования.
  2. Рабочий стаж - не менее 3 лет для простого бухгалтера, не менее 7 лет для главного бухгалтера, в том числе 5 лет в соответствующей области.

Для руководителя образовательного учреждения:

  1. До назначения работать на педагогической или руководящей должности не менее 3 лет.
  2. Не иметь запрета на занятие педагогической деятельностью.

Для главной медицинской сестры:

  1. Среднее специальное или высшее образование в области сестринского дела.
  2. Если образование среднее специальное - стаж не менее 10 лет, если высшее - не менее 5 лет.

Для программиста :

  1. Для техника-программиста, а также младшего программиста допустимо отсутствие высшего образования и опыта работы.
  2. Для программиста аналогично, но опыт работы должен составить не менее 6 месяцев и обязательно в области разработки ПО.
  3. Инженер-программист и старший программист должны иметь высшее образование и стаж не менее года в указанной сфере.
  4. Для ведущего программиста обязательно высшее образование и стаж от 3 лет.

Таким образом, сопоставив имеющиеся в организации должности с требования ПС, можно выяснить соответствуют ли работники базовым требованиям. В случае отрицательного ответа на этот вопрос сотруднику можно предложить на выбор два варианта - отправить его на обучение или перевести на другую должность, которой соответствует уровень его знаний, опыта и образования. Кстати, обучение может оплачиваться как организацией, так и самим работником. Порядок обучения закрепляется в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

После определения потребности сотрудников в обучении и переподготовке, следует составить план обучения на текущий год и передать его руководителю для утверждения.

В данном документе указывается следующая информация:

  • Фамилия, имя, отчество сотрудников.
  • Должности.
  • Описание необходимого обучения или переподготовки.
  • Объяснение причин направления сотрудников на обучение.
  • Период учебных мероприятий.
  • Причины выбора конкретного поставщика образовательных услуг.

Этот документ может пригодиться в случае проверки, так как он отражает факт добросовестного исполнения профессиональных стандартов со стороны работодателя.

к меню

Кто составляет профессиональный стандарт педагога и другие

Кто такой профессиональный педагог? Приведена дополнительная информация, документы для применения профстандартов педагога, бухгалтера, аудитора.

ПС могут быть составлены:

  1. Работодателями.
  2. Профессиональными сообществами.
  3. Саморегулируемыми компаниями.
  4. Прочими некоммерческими фирмами при участии образовательных учреждений проф.образования и других организаций, которые в этом заинтересованы.

Профессиональные стандарты

  1. Реестр профессиональных стандартов
  2. Словарно-справочное пособие "Разработка и применение профессиональных стандартов"
  3. База экспертов по разработке и обсуждению профессиональных стандартов
  4. Реестр советов по профессиональным квалификациям

к меню

Минтруд в письме № 14-2/ООГ-6465 от 06.07.2016 г. еще раз напоминает о том, что профессиональные стандарты носят только рекомендательный характер для многих работодателей.

Но, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В случаях если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

22.12.2017

14 декабря 2017 года ВНИИ труда Минтруда России и Российское общество «Знание» провели вебинар «Применение профессиональных стандартов»

14 декабря 2017 года ВНИИ труда Минтруда России и Российское общество «Знание» провели вебинар «Применение профессиональных стандартов». Мероприятие было направлено на просвещение широкой аудитории по вопросам, связанным с внедрением профессиональных стандартов в практику кадровой работы организаций. В вебинаре приняли участие свыше 16 тысяч человек. В ходе мероприятия поступило более 1600 вопросов и комментариев.

Спикером вебинара выступила директор Центра развития профессиональных квалификации ВНИИ труда Минтруда России, эксперт в области разработки и применения профессиональных стандартов Ольга ЗАЙЦЕВА. Вел интерактивное мероприятие эксперт общества «Знание», руководитель проектов кафедры педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ Андрей ВИЛЬЧИНСКИЙ. Особое внимание было уделено правовой базе профессиональных стандартов, профильным разделам сайтов Минтруда России и ВНИИ труда, сохранению права работника на льготы за особые условия труда в контексте профстандартов, аттестации работников, этапам и плану-графику применения профессиональных стандартов.

В ходе вебинара от его участников поступило более 1600 вопросов и комментариев. Ответы на наиболее острые из них или вопросы массового характера Ольга ЗАЙЦЕВА дала в ходе прямой трансляции.

Все поступившие в ходе вебинара обращения будут проанализированы и учтены при подготовке следующих публичных мероприятий, а также в дальнейшей информационно-просветительской работе ВНИИ труда Минтруда России и Общества «Знание». Кроме того, ответы на вопросы в обезличенном формате будут размещены на сайте ВНИИ труда.

С 1 января вводится профстандарт педагога 2017, утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

Профстандарт педагога: структура

Для создания всех профессиональных стандартов существует единая база - макет, включающий следующие пункты:

  1. Общая характеристика профессии. Название, деятельность работников, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. Функции деятельности.
  3. Характеристика трудовых функций. Подробное описание знаний, умений и видов действий, которые осуществляют специалисты.
  4. Информация об организациях-разработчиках.

Структуру профстандарта педагога определяют две обобщенные составляющие:

  • базовая («три кита» педагогической деятельности - обучение, воспитание, развитие);
  • дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).

Кроме того, профстандарт имеет два добавочных блока - «Математика» и «Русский язык». Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями:

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Развитие.
  4. Реализация образовательных программ.
  5. Блок «Русский язык».

Согласно Постановлению правительства № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 года. Новый профстандарт не является жестко закрепленным, «монолитным» документом - он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования.

Пока же образовательные организации должны разработать поэтапный план перехода на профстандарт. Чтобы избежать ошибок при подготовке необходимой документации, примите участие в цикле вебинаров «Организация и документальное сопровождение применения профстандартов в колледже» .

В помощь руководителю! Скачайте Методические материалы по учету требований профессионального стандарта при приеме на работу (определение соответствия занимаемой должности, заключение трудового договора) в условиях применения профессионального стандарта педагога

Профстандарт для педагогов в 2017 году: новые задачи

Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.

Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.

«Подводные камни» введения профстандарта «Педагог»

Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие - нет. Главная проблема - отсутствие условий:

  1. Недостаточность материальной базы. Если школа намерена обучать особых детей, в здании должны быть предусмотрены лифты, пандусы, оборудованные туалеты и т.д.
  2. Дефицит узких специалистов. Чтобы педагог мог заниматься со всеми учениками, необходимы не только его знания, навыки и желание. В штат должны входить психологи, тьюторы, сурдопереводчики, дефектологи и медицинские работники.
  3. Нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий.
  4. Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
  5. Отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост.
  6. Перегруженность педагогов. Говоря о необходимости персонального подхода к каждому ученику, придется учесть, что практически все учителя сегодня работают на полторы-две ставки. Для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю.
  7. Недостаточная осведомленность представителей местных министерств и департаментов образования о том, что сегодня требуется от педагогов. Знания педагогики и психологии у руководителей минимальны.
  8. Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах. Появление системы должностей (ассистент и помощник учителя, учитель, старший и главный учитель, наставник и эксперт), по мнению многих специалистов, может негативно отразиться на системе образования и привести к оттоку кадров.

На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснется, разделись на два лагеря - тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. Но так как от выполнения норм стандарта будет зависеть заработная плата педагога, и тем, и другим придется взяться за дело.

А пока школьной администрации необходимо разработать план поэтапного перехода на применение профстандартов и при этом учесть все изменения, которые произошли в течение 2016 года. В том числе и тот факт, что новый министр образования и науки Ольга Васильева озвучила ещё ряд нововведений в профессиональный стандарт учителя, а также перенос даты введения данного документа по просьбе педагогической общественности до 1 января 2018 года.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Профессиональный стандарт педагога вот уже несколько лет становится центром внимания всей педагогической сферы российского общества. Однако применение новых стандартов воплотится в жизнь лишь только в 2017 году.

Введение профессионального стандарта педагога

Ожидается, что профессиональный стандарт деятельности педагога, с 1 января 2017 года , будет введён в действие, во всех учебных заведениях Российской Федерации. До этого апробацию по данному стандарту проходили лишь отдельные учебные заведения: школы, детские дошкольные, а также высшие учебные заведения, в которых был изменён курс обучения нового поколения , воспитателей и педагогов высшего звена с нацеленностью на новый профстандарт.

Из-за неукротимой тенденции подрастающего поколения к изменению процесса усваивания информации было принято решение об целесообразном изменении самой подачи современного знания детям всех возрастов начиная с самых первых дней пребывания в общественных организациях (детских садах) до их последнего года , гимназиях, лицеях и иных учебных заведения. Главной целью данной педагогической реформы стало выведение современного российского образования на более высокий уровень международного образца.

Внедрение новых профстандартов педагога

Для наиболее полной адаптации старой школы к новым стандартам образования было принято решение о внедрении новых стандартов, с 1 января 2017 г. ,не только к самому процессу обучения детей, но и к уровню подготовки преподавательского состава. Теперь при приёме на работу в то или иное учебное заведение, педагогам придётся доказать свою профпригодность, ровняясь на новый Профессиональный стандарт деятельности педагога 2017 года.

Увеличиться ли зарплата педагогов с 2017 года?

В связи с изменением требований к уровню образования, также претерпит изменения и материальная составляющая вопроса. Ожидается заметное увеличение заработной платы всем представителям педагогического звена на территории Российской Федерации.

Скачать профессиональный стандарт педагога (проект) от 12 февраля 2015 г., в формате PDF, вы можете по ссылке ниже:

Настоящий стандарт начал свою работу ещё в 2015 году на базе 21 стажировочной площадки по всей стране. По результатам, предоставленным лидерами данных областей, было выявлено значительное улучшение условий труда педагогов среднего общеобразовательного звена, уровня подготовки завершающих образование на том или ином этапе выпускающихся коллективов (как детских, так и взрослых), более высокие показатели ЕГЭ и иных проверочных тестов и экзаменов.

Время для адаптация к стандарту деятельности педагога

Согласно всем собранным данным было принято однозначное решение о внедрение Профессионального стандарта в 2017 году. Все учебные заведения получат как минимум полгода на адаптацию под новые стандарты, что не должно повлечь сильных изменений в бюрократической стороне вопроса.

Российские педагоги встретят 2017 год с новым профессиональным стандартом

С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога - основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Сразу после утверждения стандарта началось его обсуждение и апробация, к которой подключились 43 субъекта федерации. В них на базе образовательных учреждений созданы стажировочные площадки. Глава Минобрнауки Д. Ливанов поспешил успокоить учителей, что профстандарт будет вводиться после окончательной готовности и не станет сюрпризом для педагогического сообщества.

По этой причине внедрение основополагающего документа было отложено на два года. Чиновник подчеркнул, что к процедуре апробации желательно привлекать максимально возможное число практикующих педагогов и , избегая при этом роста бюрократизации и «бумажной» работы. Оплата труда работников образовательных учреждений должна основываться на качестве выполнения требований стандарта, подчеркнул Д. Ливанов.

Структура профстандарта для педагогов в 2017 году

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами - логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта. Профстандарты с 2017 года будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

Новые задачи современного педагога

Профстандарты вводят для педагогов и воспитателей с 2017 года пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  1. Общепользовательская.
  2. Общепедагогическая.
  3. Предметно-педагогическая.

Разработчики профессионального стандарта избавились от долго существовавшего технократического подхода в анализе результатов учителя. В нем прописан ряд положений, ориентированных на более гуманные критерии оценки, отражающие уровень профессиональной компетенции. Например, готовность к работе с детьми, имеющими различный уровень развития или умение общаться с обучающимися на основе уважения их личности.

Проблемы внедрения профстандартов для педагогов

Опытные педагоги отмечают, что в отечественной школе не созданы благоприятные условия для выполнения требований профстандарта в 2016-2017 году. Серьезной проблемой выступает недостаточная материальная база и дефицит узких специалистов - тьюторов, психологов, дефектологов.

Школы нуждаются в создании доступной среды для всех обучающихся, которая немыслима без удобного подъезда к зданию, пандусов, специально оборудованных туалетов, приспособленных мест в столовой. Многие учителя вынуждены работать на 1,5 - 2 ставки и при таких условиях на индивидуальный подход к каждому ученику рассчитывать очень сложно.