Меню Рубрики

Бутлеров и менделеев. Бутлеров Александр Михайлович — интересные факты

Ученик 11 “т” класса и ученица 11“п” класса Первой Университетской гимназии имени академика В.В. Сороки города Великого Новгорода Новгородской области Олигеров Николай и Нестерова Лидия.

Невозможно представить себе жизнь современного общества без органических соединений, которые используются во всех отраслях деятельности человека. В настоящее время известно около 10 млн органических веществ, и это количество постоянно увеличивается. Появляются новые материалы, удовлетворяющие современным требованиям техники и технологий. Свойства материалов зависят от их структуры, исследование которой становится делом первостепенной важности. Для создания новых материалов необходимо, в первую очередь, «сконструировать» структуру данного материала.

Органическая химия, прежде чем стать наукой, прошла несколько стадий в своем развитии: первая, когда об органических веществах накапливались лишь эмпирические сведения; вторая, когда были сделаны первые попытки обобщения этих сведений, проявившиеся в том, что органические вещества стали отличаться от минеральных; третья, когда химики пришли к правильному выводу об особенностях в составе органических соединений и органическая химия получила свое современное наименование; четвертая - создание первых еще не совершенных теорий, пытавшихся связать состав органических соединений со свойствами и даже составить представление о тех «блоках», из которых состоят органические соединения. И лишь затем, после создания теории химического строения, наступило «стройное соединение» фактического и теоретического знания, которое содержит в себе современная химия как наука.

Цель данного исследования: сравнить теоретические представления о строении органических соединений Д.И.Менделеева и А.М.Бутлерова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Первая Университетская гимназия

имени академика В. В. Сороки»

НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ,

ПОСВЯЩЕННАЯ 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА,

НА ТЕМУ

“ СРАВНЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА И А.М. БУТЛЕРОВА НА ТЕОРИЮ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ”

Выполнили:

Ученик 11 “т” класса

и ученица 11“п” класса

Первой Университетской гимназии

имени академика В.В. Сороки

города Великого Новгорода

Новгородской области

Олигеров Николай и

Нестерова Лидия.

Научный руководитель:

Баженкова Нина Семеновна,

учитель химии

Первой Университетской Гимназии

имени академика В.В. Сороки

Новгородская область, Великий Новгород

ул. Большая Московская, д. 22/3

2008 г

стр.

Введение 3

Глава 1. Александр Михайлович Бутлеров 5

Глава 2. Дмитрий Иванович Менделеев 7

Глава 3. Взгляды Менделеева и Бутлерова на строение органических веществ 9

Заключение 16

Список используемой литературы 17

Приложение 1. Портрет А. М. Бутлерова 18

Приложение 2. Обложка учебника А. М. Бутлерова «Введение к полному изучению органической химии» 19

Приложение 3. Портрет Д. И. Менделеева 20

Приложение 4. Обложка учебника Д. И. Менделеева «Органическая химия» 21

ВВЕДЕНИЕ

Невозможно представить себе жизнь современного общества без органических соединений, которые используются во всех отраслях деятельности человека. В настоящее время известно около 10 млн органических веществ, и это количество постоянно увеличивается. Появляются новые материалы, удовлетворяющие современным требованиям техники и технологий. Свойства материалов зависят от их структуры, исследование которой становится делом первостепенной важности. Для создания новых материалов необходимо, в первую очередь, «сконструировать» структуру данного материала.

Органическая химия, прежде чем стать наукой, прошла несколько стадий в своем развитии: первая, когда об органических веществах накапливались лишь эмпирические сведения; вторая, когда были сделаны первые попытки обобщения этих сведений, проявившиеся в том, что органические вещества стали отличаться от минеральных; третья, когда химики пришли к правильному выводу об особенностях в составе органических соединений и органическая химия получила свое современное наименование; четвертая - создание первых еще не совершенных теорий, пытавшихся связать состав органических соединений со свойствами и даже составить представление о тех «блоках», из которых состоят органические соединения. И лишь затем, после создания теории химического строения, наступило «стройное соединение» фактического и теоретического знания, которое содержит в себе современная химия как наука.

Цель данного исследования: сравнить теоретические представления о строении органических соединений Д.И.Менделеева и А.М.Бутлерова.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

Изучить литературные источники, отражающие развитие взглядов на строение и свойства органических соединений;

Ознакомиться с основными этапами жизни и научной деятельности Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова;

Ознакомиться с оригинальными учебниками по органической химии Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова.

ГЛАВА 1. АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ

Александр Михайлович Бутлеров родился 25 августа (ст. ст.) 1828 г. в г. Чистополе, Казанской губернии. В 1844 г. шестнадцатилетний А. М. Бутлеров поступил на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета, где его учителями были знаменитые Клаус и Зинин.

Защитив в 1854 г. диссертацию на степень доктора химии, А.М.Бутлеров принимается за экспериментальные работы и достигает выдающихся результатов в этой деятельности. Одновременно с развертыванием таланта Бутлерова как первоклассного экспериментатора пробуждается его гений теоретика. Он подвергает критике господствующие в то время в области изучения органических соединений теорию типов и теорию замещений и приходит к заключению, что они уже не вмещают всего фактического материала.

19 сентября 1861 г. на съезде немецких врачей и натуралистов в городе Шпейере Бутлеров делает свой знаменитый доклад «О химическом строении тел». Он развивает в совершенно законченной форме новые взгляды на строение органических соединений и впервые предлагает ввести в химическую науку термин «химическая структура», или «химическое строение», подразумевая под этим распределение сил химического сродства, или, иначе, распределение связей отдельных атомов, образующих химическую частицу.

Доклад Бутлерова и его новые взгляды на строение органических соединений были холодно приняты немецкими химиками, за исключением отдельных лиц, из которых прежде всего надо упомянуть Эрленмейера, позднее Вислиценуса.

Не довольствуясь развитием положений теории химического строения, Бутлеров приходит к заключению, что для успеха нового учения необходимо получение новых фактов, вытекающих из него. Поэтому, вскоре после возвращения в Казань, он приступает к обширным экспериментальным исследованиям, главнейшим результатом которых прежде всего явился знаменитый бутлеровский синтез триметилкарбинола - первого представителя третичных спиртов.

Получение Бутлеровым неизвестного класса третичных спиртов, предсказанных теорией химического строения, имело, несомненно, громадное значение для укрепления и признания нового учения. Получение триметилкарбинола для укрепления теории химического строения имело почти такое же значение, как открытие неизвестных, предсказанных Менделеевым элементов для укрепления и признания периодического закона.

В этот же период наибольшего развития своего таланта Бутлеров приступил к изданию своего знаменитого учебника «Введение к полному изучению органической химии». Первый выпуск этого учебника вышел в 1864 г., все издание было закончено в 1866 г.

Кипучая научная и общественная деятельность А. М. Бутлерова оборвалась внезапно. 5 августа (ст. ст.) 1886 г. Бутлеров скончался в возрасте 58 лет в деревне Бутлеровке, Казанской губернии, где и был похоронен.

ГЛАВА 2. ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ

1841-1849 годы – Дмитрий Менделеев проходит курс обучения в той же гимназии, директором которой был его отец. Мария Дмитриевна, видя стремление и способности сына к науке, отвезла его сначала в Москву, а потом – в Петербург. В Петербурге Менделеев начал учиться в педагогическом институте, на отделении естественных наук физико-математического факультета.

1856 год – Менделеев возвращается в Петербург, поступает в Петербургский университет приват-доцентом. Защищает диссертацию на тему «Об удельных объемах» и становится магистром химии и физики. Одновременно читает лекции в университете по органической и теоретической химии. В октябре этого же года защищает вторую диссертацию.

1859 год – Дмитрий Иванович командирован за границу. Устраивается в Гайдельберге, обустраивает там небольшую лабораторию. Активно работает над исследованием капиллярности жидкостей. Пишет научные статьи «О расширении жидкостей», «О температуре абсолютного кипения». В 1860 году он принимал участие в химическом конгрессе в Карлсруэ.

В 1861 году Менделеев возвращается в Петербург, на свое место приват-доцента в университете. Публикует курс «Органическая химия» - первый в России учебник, посвященный этой теме. За этот труд Дмитрий Иванович удостоен Демидовской премии. В этом же году пишет статью «О пределе СnH2n + углеводородов».

В 1863 году Дмитрий Иванович Менделеев становится профессором Петербургского технологического института.

Начало совместной деятельности Бутлерова и Менделеева приходится на 1868 год, когда Менделеев Предложил Бутлерову, работавшему в Казанском университете, баллотироваться по кафедре химии Петербургского университета на должность экстраординарного профессора.

1869 год – Дмитрий Иванович создает знаменитую периодическую систему элементов.

ГЛАВА 3. ВЗГЛЯДЫ МЕНДЕЛЕЕВА И БУТЛЕРОВА НА СТРОЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Накопление большого экспериментального материала в органической химии потребовало создания единой теории, способной не только объяснить, но, главное, научно предвидеть новые факты, аналогично тому, как с помощью Периодического закона Д.И.Менделеева стало возможным предсказывать существование новых элементов с определенными свойствами.

Первая попытка упорядочить разрозненные представления о строении органических веществ – введение понятия «радикал» (конец XVIII века). Радикал – это неизменяющаяся группа из нескольких атомов, которая в ходе химических реакций может переходить от исходного вещества к продукту реакции. Д. И. Менделеев частично разделял эти взгляды: «… радикал тела есть та часть его элементов, которая остается неизменною при простейших реакциях тела, особенно при замещениях». Полное развитие теория радикалов получила в 30-х годах XIX века, после открытия Ю. Либихом и Ф. Вёлером радикала бензоила. Затем на смену теории сложных радикалов пришла теория химических типов, созданная Ш. Ф. Жераром к середине XIX века. Согласно этой теории, все известные в то время органические вещества были отнесены по характеру химических превращений к пяти типам: тип водорода, тип хлороводорода, тип воды, тип аммиака, тип метана. При замене атома водорода в любом из этих типов на радикал можно получить различные органические соединения.

Теория типов позволила создать более четкую систему классификации органических соединений и показала возможность перехода одних соединений в другие.

Ограниченность этой теории заключалась в том, что она рассматривала в основном только реакции замещения и не могла объяснить другие типы органических превращений, например, реакции присоединения. Одним из первых на этот недостаток обратил внимание Д.И.Менделеев. Этот выдающийся ученый сыграл значительную роль в развитии органической химии в нашей стране. Несмотря на то, что органическая химия не являлась основной областью его научных интересов, но все же и в этом направлении своей научной деятельности он оставил заметный след.

Д.И.Менделеев считал, что «в ведение … типов весьма облегчает изучение реакций, потому что реакции тел, относимых к данному типу, происходят параллельно, или, иначе выражаясь, к одному типу относят тела, имеющие параллельные реакции».

Но, в основном разделяя положения теории типов, в своих экспериментах он получил факты, не укладывающиеся в данную теорию, и попытался дать им свое объяснение: «… подобное типическое представление о составе тел, как видно и по самому существу его происхождения, имеет свою силу только для изъяснения реакций замещения, при которых не произошло изменения радикалов, оно вовсе не уясняет ни реакций присоединения, ни тех реакция, при которых происходят изменения в самих радикалах, например, когда радикал меняет атомность или когда он изменяется в составе»

Свои взгляды он изложил в известной статье «О пределе органических соединений», напечатанную в 1861 г. в «Журнале Химического общества».

Созданный Д.И.Менделеевым обширный и оригинальный курс «Органической химии», удостоенный Большой Демидовской премии, был едва ли не первым учебником органической химии на русском языке; причем уже через два года этот учебник вышел вторым изданием.

В отличие от Менделеева научное кредо Бутлерова прежде всего заключалось в том, что для обобщения и объяснения фактического материала необходимы теории, однако факты, тем более новые факты не должны принудительным или искусственным образом втискиваться в теоретические представления, сколь бы совершенными эти представления ни казались: « Трудно согласиться с мнением,… что только изыскания над физическими свойствами сложных веществ могут вести к уяснению взаимных отношений, в которых находятся, в этих веществах, их составные части. Но, в то же время, нельзя не признать, что исследования физических свойств имеет, для достижения упомянутой цели, огромное значение».

Согласно взглядам Д.И.Менделеева, все известные углеводороды можно подвести «на основании их состава и реакций, под систему, строго определенную». Основой систематизации «служит способность некоторых из них вступать в весьма сходные реакции и различение … в способности к образованию соединений»

Сам Д. И. Менделеев понимал недостатки «типического способа представления состава тел». Попытка расположить радикалы в ряд, состоящий из многих групп, в соответствии с их реакционной способностью, не увенчалась успехом. «Невозможно установить такой ряд для всех реакций… Один и тот же элемент в разных своих соединениях представляет иногда весьма различные реакции».

Несмотря на то, что теория типов была принята большинством ученых, А. М. Бутлеров считал ее «недостаточною». Он предложил вместо этого основываться на идеях валентности и химического строения, т.е. «химической связи или способа взаимного соединения атомов в сложном теле». Химические свойства сложного вещества, по Бутлерову, определяются «натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением», из чего следует вывод, что по химическим свойствам вещества можно определить его химическое строение и наоборот – по строению судить о свойствах соединений. Зная строение, можно судить о взаимном влиянии атомов в молекулах и о перегруппировках, происходящих при химических реакциях.

Если придерживаться теории типов, то для одного и того же вещества приходится создавать несколько рациональных формул, указывающих направление химических превращений молекул. Напротив, бутлеровская теория строения указывает, что для каждого индивидуального соединения существует лишь одна формула строения, отражающая все свойства вещества.

На основе теории химического строения была создана принципиально новая систематика органических соединений («Введение к полному изучению органической химии»): «Химическая классификация будет естественна, если главным основанием сближения одних тел и разделения других служит аналогия или различие химической натуры их; а натура эта определяется натурой составных частей, их количеством и химическим строением частицы».

При написании «Введения к полному курсу органической химии» А. М. Бутлеров указывает на неточность и недостаточную обоснованность суждений Д. И. Менделеева и вместе с тем новизну взглядов на развитие химии в написанным им первом русском учебнике органической химии: «Единственный и отличный, русский оригинальный учебник органической химии Менделеева, - учебник, не распространенный в Западной Европе без сомнения, только потому, что для него не нашлось еще переводчика, - помещает теоретические воззрения не вполне и на втором плане: он знакомит с ними, но едва ли может привести к отчетливому пониманию необходимой связи, существующей между теорией и фактами. Притом, смею думать, теоретические понятия, здесь изложенные, не представляют просто повторения того, что было уже сказано в сочинениях других авторов».

В 70-80-х годах ХIХ в. разгорелся жаркий спор между сторонниками и противниками теории химического строения органических веществ. Против этой теории в России выступили, главным образом, коллеги Бутлерова по С.-Петербургскому университету – Менделеев и Меншуткин. Оба они в области органической химии долгие годы пользовались теорией типов (теорией замещения), противопоставляя ее теории химического строения. По мнению Менделеева, с теорией химического строения было связано слишком много гипотез, тогда как теория типов этого недостатка не имела. Особенно резко Менделеев сформулировал свое отношение к теории химического строения в третьем издании «Основ химии» в 1872 году, заявив, что «понятия структуристов не могут быть сочтены за истинные…».

Таким образом, Д. И. Менделеев не поддержал теорию, созданную Александром Михайловичем Бутлеровым, так как в большей степени свои эксперименты он основывал на теории замещения. Но, взвесив все «за» и «портив», категорически отвергать теорию химического строения все же не стал. Впоследствии Менделеев писал, что Бутлеров «...стремится, путем изучения химических превращений, проникнуть в самую глубь связей, скрепляющих разнородные элементы в одно целое, придает каждому из них прирожденную способность вступать в известное число соединений, а различие свойств приписывает различному способу связи элементов. Никто не проводил этих мыслей столь последовательно, как он, хотя они и проглядывали ранее... Для проведения того же способа воззрения через все классы органических соединений Бутлеров издал в 1864 г. книгу «Введение к полному изучению органической химии», в прошлом году переведенную на немецкий язык. Бутлеров чтениями и увлекательностью идей образовал вокруг себя в Казани школу химиков, работающих в его направлении. Имена Марковникова, Мясникова, Попова, двух Зайцевых, Моргунова и некоторых других успели получить известность по многим открытиям, сделанным преимущественно благодаря самостоятельности бутлеровского направления. Могу лично засвидетельствовать, что такие ученые Франции и Германии, как Вюрц и Кольбе, считают Бутлерова одним из влиятельнейших в наше время двигателей теоретического направления химии».

В апреле 1879 года А. М. Бутлеров выступил на общем собрании Русского физико-химического общества с докладом «Современное значение теории химического строения». Кроме блестящего изложения основ теории химического строения, речь Бутлерова содержала ответ на критику этой теории, а также критические замечания в адрес теории типов. В качестве самого сильного довода в пользу теории химического строения Бутлеров выдвинул тот факт, что она с необыкновенным успехом оправдывает себя на практике. После этой речи Бутлерова, которая произвела глубокое впечатление на русских химиков, нападки на теорию химического строения прекратились.

Бутлеров не считал свое учение абсолютным и неизменным, он говорил о том, что его теория будет совершенствоваться по мере накопления практический знаний. Несмотря на несогласие Менделеева с теорией химического строения, Бутлеров все же сумел сохранить с ним дружеские отношения и в полной мере сумел оценить достижения Дмитрия Ивановича.

В декабре 1879 года Д. И. Менделеев предложил химической секции Съезда русских естествоиспытателей и врачей создать Комиссию для примирения точек зрения сторонников и противников теории строения. При подготовке четвертого издания «Основ химии» (1881 год) Д. И. Менделеев исключил резкие выпады против структуристов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди российских ученых неоценимым вкладом в развитие отечественной и мировой органической химии бесспорно можно считать вклад А. М. Бутлерова и Д. И. Менделеева - двух выдающихся ученых-химиков. Они успели сделать много открытий в области органической химии, их взгляды не раз расходились. Очень большие противоречия между двумя этими гигантами научной мысли вызывал вопрос строения органических соединений. Спор двух ученых привел к появлению современной теории строения органических соединений, без которой были бы невозможны современные достижения органической химии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. М. Бутлеров. «Введение к полному изучению органической химии» в 2-х томах. Том 2. издательство академии наук СССР, Москва, 1953 год.
  2. Д. И. Менделеев. Собрание сочинений в 25 томах, использованы том 8, том 13. Издательство академии наук СССР, Ленинград-Москва, 1948 год.
  3. Д. И. Менделеев. «Основы химии». Тринадцатое государственное научно-техническое издательство химической литературы. Москва-Ленинград, 1947 год.
  4. А. Е. Арбузов. Краткий очерк развития органической химии в России. - Издательство Академии Наук СССР. – Москва-Ленинград, 1957год.

Приложение 1

Портрет А. М. Бутлерова

Приложение 2

Обложка учебника А. М. Бутлерова

«Введение к полному изучению органической химии»

Приложение 3

Портрет Д. И. Менделеева

Приложение 4

Обложка учебника Д. И. Менделеева

«Органическая химия»

Разделы: Химия , Внеклассная работа

Цели:

  • Сравнить жизнь и деятельность двух великих русских ученых и найти общее в судьбе, научных теориях, значении для науки
  • Почувствовать гордость за нашу Русскую землю, подаривших миру этих великих людей.
  • Развитие исследовательских навыков, творческих способностей.

А.М. Бутлеров – один из величайших русских ученых, он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов.

(Д.И.Менделеев)

“… я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств”.

(Д.И.Менделеев)

При изучении этого раздела мы с учащимися выбрали форму защиты учебных проектов.

Защита учебного проекта включает в себя написание реферата и его презентацию другим участникам.

Подготовка конференции включала несколько этапов:

  1. Выбор темы учебного проекта.
  2. Написание реферата.
  3. Защита проекта.

Темы рефератов:

  • Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный русский химик.
  • Александр Михайлович Бутлеров – величайший русский ученый.

Литература:

  1. Гроссе Э. Химия для любознательных. 1987 г.
  2. Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность (Университетский период) 1861-1890 М. 1993 г.
  3. Дмитриев И.С. “Особая миссия Менделеева – Аргументы и факты, Санкт-Петербургский университет” 1996 г.
  4. Стариков В.И. “Д.И. Менделеев” 1984 г. Свердловск.
  5. Макареня А.А. “Менделеев в Петербурге” Лениздат. 1982 г.

На первом этапе подготовки учащимся дается примерный перечень тем для работы:

  • Годы жизни. Место рождения. Семья. Увлечение.
  • Личностные качества.
  • Совместная деятельность
  • Предпосылки.
  • История открытия.
  • Научные теории
  • Триумф.
  • Основные направления развития двух теорий.
  • Философские законы развития.
  • Значение

П этап – этап самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой.

Ш этап – обмен информацией, запись учащимися основного содержания в тетрадь.

Годы жизни. Место рождения Семья. Увлечения.

Бутлеров Александр Михайлович 1828-1886 гг.

Менделеев Дмитрий Иванович 1834-1907 гг

Выступления учащихся в тезисах:

Бутлеров А.М. – родился 15 сентября 1828 г. в городе Чистоноле Казанской губернии. Отец Бутлерова, Михаил Васильевич, участник Отечественной войны 1812 года, после отставки в чине подполковника жил в родовом селе Бутлеровка; мать Софья Александровна, скончалась в 19 лет, через несколько дней после рождения сына. Воспитанный отцом, человеком образованным, Саша во всем хотел походить на него.

Учился Бутлеров в частном пансионе, потом в первой Казанской гимназии. В 10 лет хорошо владел французским и немецким языками, занимался химическими опытами (один из них закончился взрывом, и преподаватели пансиона отправили провинившегося в карцер, повесив ему на грудь дощечку с надписью “великий химик”, собирал коллекции растений и насекомых.

В 1846 г. Александр заболел тифом и чудом выжил, а вот заразившийся от него отец скончался. Бутлерову было 18 лет, учился он на естественном отделении Казанского университета.

Менделеев Д.И. – родился в Сибири, в городе Тобольске. 8 февраля 1834 года семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Минделеева, директора Тобольской гимназии. В том же году отец Д.И. Минделеева ослеп. Когда Дмитрию было 13 лет – умер отец и все заботы о семье перешли к матери, Марии Дмитриевне, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно вести небольшой стеклянный завод и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Она умерла в 1850 г. Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память.

Учился Д.И. Менделеев в Главном педагогическом институте в Петербурге у выдающихся учителей, умевших вызвать глубокий интерес к науке. Это были лучшие научные силы, того времени, академики и профессора Петербургского университета, такие, как математик М.В. Остроградский, физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский.

В 23 года от роду Д.И. Менделеев защитил диссертацию на степень магистра и стал доцентом Петербургского университета, где читал сначала неорганическую, а затем органическую химию.

В 1865 году он защитил диссертацию “О соединении спирта с водой” на степень доктора химии и через два года становится во главе кафедры неорганической (общей) химии.

Личностные качества.

А.М. Бутлерова

По свидетельству современников, Бутлеров был одним из лучших лекторов своего времени: он безраздельно владел аудиторией благодаря ясности и строгости изложения, которые сочетались у него с образностью языка.

Умение отдыхать – и в студенческие и в зрелые годы помогало Александру Михайловичу самозабвенно работать.

Общительный и дружелюбный, готовый к шутке и спору, скромный и трудолюбивый – таким запомнили Бутлерова многочисленные друзья, коллеги и ученики.

Д.И.Менделеева

Д.И. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу.

Это был могучий человек, потому что сделанное им под силу только гиганту, благодаря крепости духа, уверенности в том, что дело его необходимо.

Д.И. Менделеев – настоящий патриот. Это человек, любящий свою родину, страну, где родился. Он своей работой, всей своей жизнью способствовал благу и процветанию своей родины. Дмитрий Иванович – классический пример патриота России.

Обоих ученых отличали от других химиков:

  • Энциклопедичность химических знаний;
  • Умение анализировать и обобщать факты;
  • Научное прогнозирование;
  • Русский менталитет и русский патриотизм.

Совместная деятельность.

Весной 1868 г. по инициативе знаменитого химика Менделеева Александра Михайловича Бутлерова пригласили в Петербургский университет, где он начал читать лекции и получил возможность организовать частную химическую лабораторию. Бутлеров разработал новую методику обучения студентов, предложив ныне повсеместно принятый лабораторный практикум.

Сохранились сведения о совместной преподавательской работе Бутлерова и Менделеева на кафедре химии Петербургского университета:

Неоднократно Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров принимали вместе экзамены по химии.

Совместно участвовали в работе совета по защите диссертаций.

В их отношениях была и взаимная поддержка и практика заблуждений.

В 1861 г. Бутлеров излагает свою теорию строения органических соединений, и, любопытное совпадение

В том же году Менделеев публикует две работы, целиком посвященные органической химии. Выходит его учебник “Органическая химия”, через два года появляется второе издание. За свой труд Д.И. Менделеев удостаивается Демидовской премии – высшей научной награды России того времени.

Предпосылки периодического закона:

Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 элемента и описаны свойства их многочисленных соединений.

Работы ученых – предшественников Д.И. Менделеева: классификация Берцелиуса, триады Деберейнера, спираль Шанкуртуа, октавы Ньюлендса, таблица Мейера.

Съезд химиков в Карлсруэ, когда окончательно утвердилось атомно-молекулярное учение.

Предпосылки теории химического строения:

Известны сотни тысяч органических соединений, состоящих из углерода, водорода, кислорода, реже – азота, фосфора и серы.

Работы предшественников А.М. Бутлерова: введение термина радикал и теории радикалов; теория типов; введение термина “изометрия”; Франкланд и Кекуле утвердили понятие о валентности элементов; Кекуле развил представление о четырех-валентности углерода; Канницаро уточнил атомные и молекулярные массы.

Оба признавали заслуги Берцелиуса как разработчика первооснов классификации.

История открытия Периодического закона и теории строения.

Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров обобщили накопленный фактологический материал и дополнив его, положили в основу своих трудов.

Однако Д.И. Менделеев расположил элементы в ряд по возрастанию атомного веса.

Главная особенность таблицы Д.И. Менделеева в том, что в вертикальных рядах размещены химически сходные элементы: литий и натрий, бериллий и магний, фтор и хлор, кислород и сера. При таком расположении ясно проявилась периодичность свойств у химических элементов. Так было сделано величайшее открытие эпохи.

Научные теории:

Теория периодичности.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Теория строения.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Обе ведущие теории современной химии были созданы великими русскими учеными и составляют вклад отечественной химии в мировую химическую науку. Обе теории прошли испытание временем и блестяще его выдержали, развиваясь и обогащаясь современными открытиями в химии.

Д.И. Менделеев предсказывает, описывает и указывает пути открытия еще неизвестных науке галлия, скандия и германия, назвав их экабор, экаалюминий, экасилиций.

Менее чем через шесть лет предсказания Д.И. Менделеева подтвердились. Жизнь продолжала проверять менделеевский закон на прочность.

Наконец пришло время триумфа. В 1875 г. был открыт галлий, 1879 г. – скандий, 1886 г. – германий. Существование в природе более 10 элементов предсказал Д.И. Менделеев.

Триумфом теории химического строения органических соединений Бутлерова явилось правильное объяснение на основе этой теории явлений изометрии.

В 1864-1866 годах выходит из печати тремя выпусками книга Бутлерова “Введение к полному изучению органической химии”. Этот вдохновенный труд был откровением Бутлерова – химика экспериментатора и философа, перестроившего весь накопленный наукой материал по принципу химического строения.

Книга Бутлерова вызвала настоящую революцию в химической науке. Она стала путеводной звездой в громадном большинстве исследований в области органической химии. Вышли издания почти на всех европейских языках.

Основные направления развития двух теорий:

Развитие обоих теорий происходит по философским законам (по спирали): формулировки положений корректируются в связи с новейшими научными открытиями, однако суть их остается прежней.

Философские законы развития:

Свойства химических элементов зависят от:

Их относительных масс,

Зарядов их атомных ядер;

Периодичности в изменении внешних электронных слоев атомов;

Свойства органических веществ зависят от:

Их химического строения,

Их пространственного строения,

Их электронного строения.

Значение:

Периодический закон оказался могучим научным орудием исследования, т.к. все дальнейшие поиски элементов осуществлялись с помощь этого закона.

Периодический закон является всеобщим законом природы, т.к. все физические и химические свойства вещества определяются строением атомов.

Созданная Д.И. Менделеевым на основе периодического закона периодическая система химических элементов играет роль путеводной звезды в развитии химии, физики и всего естествознания.

Последующее развитие атомной физики, открытие строения атомов позволили раскрыть причины периодичности в свойствах химических элементов, открытой Д.И. Менделеевым.

Создание теории химического строения органических веществ сыграло важнейшую роль в развитии органической химии. Из науки описательной она превращается в науку созидательную, синтезирующую, появилась возможность судить о взаимном влиянии атомов в молекулах различных веществ.

Теория химического строения создала предпосылки для объяснения и прогнозирования различных видов изомерии органических молекул, а также направлений и механизмов протекания химических реакций.

На основе этой теории химики создают вещества, которые заменяют природные, а иногда и превосходят по свойствам (каучуки, пластмассы, красители).

В обеих теориях так много общего в путях их становления, направлениях развития, общее в прогностической роли, общенаучном значении.

Завещание Д.И. Менделеева.

“Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь развитие и надстройки обещаются”.

Завещание А.М.Бутлерова.

“… когда мы будем знать ближе натуру химической энергии, самый род атомного движения – когда законы механики получат и здесь приложение, тогда учение о химическом строении падет, … чтобы войти в низменном виде в круг новых, более широких воззрений.”

“Менделеев и Бутлеров! Это два титана, которые держат на своих плечах восточный портал всемирного интернационального здания химии” - так высоко оценил заслуги ученых академик А.Е. Арбузов на Менделеевском съезде проходившем в Казани в 1928 году.

Итак рассмотрены все вопросы плана. В тетрадях у учащихся записана важнейшая информация по данной теме.

Много дополнительной информации они услышали.

Проведение научно-практической конференции, посвященной изучению жизни и деятельности, выдающихся русских ученых Дмитрия Ивановича Менделеева и Александра Михайловича Бутлерова воспитывает у учащихся чувство гордости за свою страну и развивает интерес к изучаемому предмету.

Стала революционная для того времени теория химического строения органических веществ, которой он занимался долгие годы сам и вместе со своими учениками и последователями. В своей теории великий химик утверждал, что свойства органических соединений зависят не только от химических элементов и их количества, но и от структуры молекулы, то есть от того, как атомы связаны между собой. Его теория объяснила существование изомеров - соединений с одинаковым химическим составом, но с разным строением или расположением атомов в пространстве.

Правильность любой теории проверяется на практике. Подтверждением структурной концепции строения органических веществ Бутлерова стало получение в 1863-м году четырех изомеров бутилового спирта , один из которых был синтезирован непосредственно самим ученым. Кроме этого, Бутлеров на основе своей теории предсказал существование, свойства и поведение в химических реакциях изобутилена, двух бутанов, трёх пентанов.

В дальнейшем Александр Михайлович открыл и дал объяснение явлению таутомерии изомеров, введя в химическую науку понятие динамической изомерии. Сегодня именно таутомерия по Бутлерову является общепризнанной и заключается в том, что некоторые изомеры могут легко превращаться друг в друга, находясь в смеси в равновесном соотношении друг с другом.

Теория Бутлерова быстро завоевывала признание в международном ученом сообществе. Учебник с изложением его теории, законченный в 1866-м году, почти сразу же был переведен на все основные языки Европы.

В 1868-м году Бутлерову была присуждена Ломоносовская премия и по представлению Менделеева он был избран профессором химии Петербургского университета. Менделеев особо отмечал оригинальность трудов ученого, который развивал свои собственные идеи, а не идеи предшественников, а также то, что Бутлерову удалось создать свою химическую школу и оказать заметное влияние на развитие не только русской, но и мировой науки.

Чтобы показать, каким уважением и авторитетом пользовался Александр Михайлович, можно привести следующий факт: когда ему полагалась отставка по выслуге лет, университетский Совет дважды просил его остаться еще на пять лет. Последнюю лекцию ученый прочел всего за год до своей смерти.

Вклад А. М. Бутлерова в развитие отечественной химической науки невозможно переоценить. Он участвовал в создании российских химических школ ученых в Казани, Москве и Петербурге, воспитал более десятка учеников, ставших видными химиками, открыл множество новых химических реакций и соединений, синтезировал уротропин, триоксиметилен, этилен и этанол, третичные спирты, динзобутилен и многие другие вещества, важные для науки, промышленности и медицины. Он занимался исследованием явления полимеризации . На основании его работ другой знаменитый русский химик, С. В. Лебедев, разработал способ промышленного синтеза искусственного каучука.

Бутлеров еще при жизни избирался почетным членом многих научных обществ в России и за рубежом. В его честь назван кратер на Луне; улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Киеве и других городах. Ему установлены памятники в Казани и Москве. В Казани на основе химического факультета университета создан Химический институт им. А. М. Бутлерова.

Некоторые интересные факты из истории химии в России

Ломоносов

В декабре 1730 года Михаил Ломоносов ушел из своего дома на ученье в Москву без разрешения отца. Он получил паспорт "не явным образом, а посредством управляющего тогда в Холмогорах земскими делами Ивана Васильевича Милюкова" и, "выпросив у соседа своего Фомы Шубного китаечное полукафтанье и заимообразно три рубля денег, не сказав своим домашним, ушел в путь".

Клаус

Карла Карловича Клауса знала вся Казань, он менее всего оправдывал расхожее представление о чинном профессоре-немце. Он был и живописцем (его рукой сделаны многие сохранившиеся до сих пор зарисовки старой Казани), увлекался нумизматикой, с неистовым азартом играл в карты. По-русски Клаус говорил с изрядным акцентом, а в возбуждении и вовсе переходил на немецкий, но лекции все же читал превосходно, потому что больше всего на свете любил химию - химию Шееле, Ловица и других классиков эксперимента. Теориями Карл Карлович увлекался меньше, и как был горячим поклонником Берцелиуса, так им и остался до конца своих дней.

Зинин

В конце 30-х гг. (XIX в.) Зинин пришел к первым соображениям относительно необходимости тесной связи химии с медициной. Соображениям, которые спустя годы переросли в полную реформу обучения врачей, осуществленную Зининым совместно с другими профессорами Петербургской медико-хирургической академии. Возможно, зининский интерес к медицине был связан с беспокойством о состоянии своего здоровья. В воспоминаниях его друзей и учеников, хором свидетельствующих о его недюжинной физической силе, встречается сообщение, что Зинин еще в молодости страдал кровохарканьем. Неизвестно, к какому периоду жизни относится это сообщение - ко времени ли учения в университете, последующего преподавания в нем, или ко времени заграничной стажировки. Можно лишь предполагать, что ослабление здоровья, не развившееся, к счастью, в настоящий туберкулез, от которого гибли в то время очень многие молодые интеллигенты, произошло именно за границей.

Менделеев и Бутлеров

Дмитрий Иванович Менделеев и Александр Михайлович Бутлеров возглавляли кафедры неорганической и органической химии в Петербургском университете. Друзьями они не были. Первое их столкновение произошло из-за увлечения спиритизмом. Александр Михайлович активно пропагандировал спиритизм, чем и вызвал возмущение Менделеева.

В 1870-1880 гг. Менделеев выступил против теории химического строения, разработанной Бутлеровым. Особенно резко он сформулировал свое отношение к этой теории в третьем издании учебника "Основы химии" :":Понятия структуристов не могут быть сочтены за истинные". В результате студенты Петербургского университета слушали курс неорганической химии у Менделеева, где он отрицал теорию химического строения, а затем слушали Бутлерова, читавшего курс органической химии, где утверждалась полезность этой теории. После 1880 года Менделеев прекратил свои выпады против теории химического строения.

Бутлеров

Александр Михайлович Бутлеров на протяжении всей своей жизни интересовался пчелами и шмелями. В летние месяцы, живя на даче, он занимался разведением пчел и изучал их повадки. Его восхищала способность этих насекомых превращать нектар, собираемый в цветущих полях, в мед, содержащий сахаристые вещества и "целую аптечку химических соединений, полезных для здоровья". Бутлеров был первым из химиков, осуществившим в 1861 году полный синтез сахаристого вещества, названного им "метиленитаном".

Бородин

Александр Порфирьевич Бородин, известный в химии своими работами по синтезу органических соединений (в частности, бромзамещенных жирных кислот и фторангидридов органических кислот), был внебрачным сыном князя Л. С. Гедианова и солдатской дочери А. К. Антоновой. Фамилию и отчество он получил от камердинера Гедианова - Порфирия Ивановича Бородина, сыном которого он и был записан в метрической книге. Саша Бородин до десяти лет числился крепостным своего собственного отца, который, лишь умирая, дал ему вольную. Свою настоящую мать Авдотью Константиновну он всю жизнь называл тетушкой.

Последние шесть лет своей жизни Бородин занимался, в основном, музыкальной деятельностью, заканчивая оперу "Князь Игорь": Каждое лето он с семьей снимал дачу, где жившие по соседству сельские учителя и другие дачники быстро становились их друзьями. Однако, так как жена его смертельно боялась темноты, слухов о волках или разбойниках, то гостей собирали по ночам, а хозяин дома должен был их занимать. Это продолжалось многие годы. К Бородину пришли бессонница, нервное переутомление, а за ними и болезнь сердца. Умер Бородин внезапно, во время карнавального вечера, устроенного профессорами академии. Ему было всего 53 года.

Зелинский

Николай Дмитриевич Зелинский - выдающийся химик-органик, один из основоположников теории органического катализа, явился также изобретателем противогаза для защиты от ядовитых газов, впервые примененных в годы первой мировой войны. На заседании Химического комитета известный химик Ипатьев поднял вопрос о вознаграждении Зелинского суммой в миллион рублей, так как в порыве патриотизма Зелинский предоставил свое изобретение военному ведомству безвозмездно. Как ни странно, некоторые члены Химического комитета стали протестовать - не много ли? Однако Ипатьев провел свое постановление. Но вскоре произошла Февральская революция, и ходатайство комитета не успели рассмотреть.

(Факты взяты из следующих книг: В. А. Волков, Е. В. Вонский, Г. И. Кузнецова. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991., Б. Д. Степин, Л. Ю. Аликберова. Книга по химии для домашнего чтения. 1995.; М. Колтун. Мир химии. 1988.; К. Манолов. Великие химики. (том 1, том 2), 1976.).

(1834-1907) – великий русский ученый, известный работами в области химии, физики, геологии, экономики и метеорологии. Также прекрасный педагог и популяризатор науки, член ряда европейских академий наук, один из основателей Русского физико-химического общества. В 1984 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) назвала Менделеева самым великим ученым всех времен и народов.


Анкетные данные


Д.И.Менделеев родился в сибирском городе Тобольске в 1834 году в семье директора гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Он был их последним, семнадцатым ребенком.

В гимназии Дмитрий учился не слишком хорошо, у него были низкие оценки по всем предметам, особенно трудно ему давалась латынь. После смерти отца семья переехала в Петербург.

В столице Дмитрий поступил в Педагогический институт, который окончил в 1855 году с золотой медалью. Почти сразу после окончания института Менделеев заболел туберкулезом легких. Прогноз врачей был неутешительным, и он спешно выехал в Симферополь, где в то время работал знаменитый хирург Н.И.Пирогов .

Когда Пирогов осмотрел Дмитрия, он поставил оптимистический диагноз: сказал, что пациент будет жить еще очень долго. Великий врач оказался прав - вскоре Менделеев полностью выздоровел. Дмитрий вернулся в столицу, чтобы продолжить научную деятельность, и в 1856 году в Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию.


Трудовая биография


Став магистром,Дмитрий получил должность приват-доцента и начал читать курс лекций по органической химии. Его талант преподавателя и ученого получил высокую оценку руководства, и в 1859 году его послали в двухгодичную научную командировку в Германию. Вернувшись в Россию, он продолжил чтение лекций и вскоре обнаружил, что студентам не хватает хороших учебников. И вот в 1861 году Менделеев сам издает учебное пособие - «Органическую химию», вскоре удостоенную Cанкт-Петербургской академией наук Демидовской премии. В 1864-м Менделеева избрали профессором химии Технологического института. А в следующем году он защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой». Еще через два года он уже возглавил кафедру неорганической химии университета. Здесь Дмитрий Иванович приступает к написанию своего великого труда - «Основы химии».

В 1869 году он публикует таблицу элементов под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Свою таблицу он составил на основе открытого им Периодического закона. Еще при жизни Дмитрия Ивановича «Основы химии» переиздавались 8 раз в России и 5 раз – за границей, на английском, немецком и французском языках. В 1874 году Менделеев вывел общее уравнение состояния идеального газа, включающее как частность зависимость состояния газа от температуры, обнаруженную в 1834 году физиком Б.П.Э.Клапейроном (уравнение Клапейрона - Менделеева).

Также Менделеев высказал предположение о существовании целого ряда неизвестных на тот момент элементов. Его идеи подтвердились, о чем имеются документально зафиксированные свидетельства. Великий ученый смог безошибочно предсказать химические свойства галлия, скандия и германия.

В 1890 году Менделеев покинул Петербургский университет из-за конфликта с министром просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов. После ухода из университета Дмитрий Иванович в период в 1890-1892 гг. принимал участие в разработке бездымного пороха. С 1892 года Дмитрий Иванович Менделеев - ученый-хранитель «Депо образцовых гирь и весов», которое в 1893 году по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им.Д.И.Менделеева). На новом для себя поприще Менделеев добился хороших результатов, создав точнейшие для того времени методы взвешивания. Кстати, с именем Менделеева часто связывают выбор для водки крепости в 40°.

Менделеев разработал новую технологию переработки нефти, занимался химизацией сельского хозяйства, создал прибор (пикнометр) для определения плотности жидкости. В 1903 году он был первым Государственной приемной комиссии Киевского политехнического института.

Помимо науки Менделеев отлично разбирался в экономике. Он как-то пошутил: «Какой я химик, я - политэконом. Что там «Основы химии», вот «Толковый тариф» – это другое дело». Именно он предложил систему протекционистских мер для укрепления экономики Российской империи. Он последовательно отстаивал необходимость защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран, связывая развитие промышленности России с таможенной политикой. Ученый отмечал несправедливость экономического порядка, позволяющего странам, осуществляющим переработку сырья, пожинать плоды труда работников стран - поставщиков сырья.

Также Менделеев разрабатывал научное обоснование перспективных путей развития экономики. Незадолго до смерти, в 1906 году, Менделеев издал свою книгу «К пониманию России», в которой обобщил свои воззрения на перспективы развития страны.


Сведения о родственниках


Отец Дмитрия Ивановича Менделеева - Иван Павлович Менделеев был выходцем из семьи священника и сам учился в духовном училище.

Мать - Мария Дмитриевна, происходила из старинного, но обедневшего купеческого рода Корнильевых.

Сын Дмитрия Ивановича от первого брака Владимир (1865-1898) избрал флотскую карьеру. Он с отличием окончил Морской кадетский корпус, совершил плавание на фрегате «Память Азова» вокруг Азии и вдоль дальневосточных берегов Тихого океана (1890-1893). Также принимал участие в заходе русской эскадры во Францию. В 1898 г. вышел в отставку и начал разрабатывать «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива». В его труде ярко проявился талант инженера-гидролога, но сыну Менделеева не суждено было добиться крупных научных успехов - он скоропостижно скончался 19 декабря 1898 года.

Ольга – сестра Владимира (1868-1950), окончила гимназию и вышла замуж за Алексея Владимировича Трирогова, обучавшегося вместе с ее братом в Морском кадетском корпусе. Практически всю свою долгую жизнь она посвятила семье. Ольга написала книгу воспоминаний «Менделеев и его семья», увидевшую свет в 1947 году.

Во втором браке у Менделеева родилось четверо детей: Любовь, Иван и близнецы Мария и Василий.

Из всех потомков Дмитрия Ивановича Люба оказалась личностью, ставшей известной широкому кругу людей. Причем в первую очередь не как дочь великого ученого, а как жена Александра Блока - знаменитого русского поэта Серебряного века и как героиня цикла его «Стихов к Прекрасной даме».

Люба окончила «Высшие женские курсы» и некоторое время увлекалась театральным искусством. В 1907-1908 гг. она играла в труппе В.Э.Мейерхольда и в Театре В.Ф.Комиссаржевской. Супружеская жизнь Блоков протекала сумбурно и непросто, и в этом Александр и Любовь виноваты в равной мере. Однако в последние годы жизни поэта жена всегда оставалась рядом с ним. Между прочим, она стала первой публичной исполнительницей поэмы «Двенадцать». После смерти Блока Любовь занималась историей и теорией балетного искусства, изучала школу преподавания Агриппины Вагановой и давала уроки актерского мастерства знаменитым балеринам Галине Кирилловой и Наталье Дудинской. Скончалась Любовь Дмитриевна в 1939 году.

Иван Дмитриевич (1883-1936) окончил гимназию в 1901 году с золотой медалью, поступил в Петербургский политехнический институт, но вскоре перевелся на физико-математический факультет университета. Он много помогал отцу, выполнял сложные расчеты для его экономических работ. Благодаря Ивану вышло в свет посмертное издание труда ученого «Дополнение к познанию России». После смерти Дмитрия Ивановича жизнь сына круто изменилась. Несколько лет жил во Франции, затем поселился в менделеевском имении Боблово, организовав там школу для крестьянских детей.

С 1924 года и до своей смерти Иван работал в «Главной Палате мер и весов», продолжая дело отца, опубликовавшего ряд работ в области теории мер и весов. Здесь он проводил исследования по теории весов и конструкциям термостатов. Одним из первых в СССР изучал свойства «тяжелой воды». С юных лет Иван занимался философией. Свои идеи он изложил в книгах «Мысли о познании» и «Оправдание истины», которые вышли в свет в 1909-1910 гг. Кроме того, Иван написал воспоминания об отце. В полном виде они были опубликованы только в 1993 году. Один из биографов ученого, Михаил Николаевич Младенцев, писал, что между сыном и отцом «существовало редкое дружеское взаимоотношение. Дмитрий Иванович отмечал природные дарования сына и в лице его имел друга, советника, с которым делился идеями и мыслями».

Мало сведений сохранилось о Василии. Известно, что он окончил Морское техническое училище в Кронштадте. Имел способности к техническому творчеству, разработал модель сверхтяжелого танка. После революции судьба забросила его на Кубань, в Екатеринодар, где он скончался от сыпного тифа в 1922 году.

Мария обучалась на «Высших женских сельскохозяйственных курсах» в Петербурге, потом долгое время вела преподавательскую деятельность в техникумах. После Великой Отечественной войны стала заведовать Музеем-архивом Д.И.Менделеева при Ленинградском университете. За год до смерти Марии Дмитриевны был издан первый сборник архивных сведений о Менделееве, над которым она работала - «Архив Д.И.Менделеева» (1951).


Личная жизнь


В 1857 году Дмитрий Менделеев делает предложение Софье Каш, с которой был знаком еще в Тобольске, дарит ей обручальное кольцо, серьезно готовится к браку с девушкой, которую очень любит. Но неожиданно Софья возвратила ему обручальное кольцо и сказала, что свадьбы не будет. Менделеев был потрясен этим известием, заболел и долгое время не вставал с постели. Его сестра Ольга Ивановна решила помочь брату в устройстве личной жизни и настояла на его помолвке с Феозвой Никитичной Лещевой (1828-1906), с которой Менделеев был знаком еще в Тобольске. Феозва, приемная дочь учителя Менделеева поэта Петра Петровича Ершова, автора знаменитого «Конька-Горбунка», была старше жениха на шесть лет. 29 апреля 1862 года они поженились.

В этом браке родились три ребенка: дочь Мария (1863) – она умерла в младенчестве, сын Володя (1865) и дочь Ольга. Детей Менделеев очень любил, а вот отношения с женой не складывались. Она совершенно не понимала своего мужа, поглощенного научным поиском. В семье часто были конфликты, и он чувствовал себя несчастным, о чем говорил друзьям. В результате они разошлись, хотя формально и оставались в браке.

В 43 года Дмитрий Иванович влюбился в 19-летнюю Анну Попову, красавицу, часто бывавшую в доме Менделеевых. Она увлекалась живописью, была хорошо образована, легко находила общий язык с известными людьми, собиравшимися у Дмитрия Ивановича. У них завязались отношения, хотя отец Анны был категорически против этого союза и потребовал от Менделеева оставить его дочь в покое. Дмитрий Иванович не согласился, и тогда Анну отправили за границу, в Италию. Однако Дмитрий Иванович отправился за ней следом. Через месяц они возвратились домой вместе и поженились. Этот брак оказался очень удачным. Супруги хорошо ладили и прекрасно понимали друг друга. Анна Ивановна была хорошей и внимательной женой, живущей интересами своего знаменитого мужа.


Увлечения


Дмитрий Иванович любил живопись, музыку, увлекался художественной литературой, особенно романами Жюля Верна . Несмотря на занятость, Дмитрий Иванович мастерил шкатулки, делал чемоданы и рамки для портретов, переплетал книги. К своему хобби Менделеев подходил очень серьезно, и вещи, сделанные его собственными руками, отличались высоким качеством. Существует байка о том, как однажды Дмитрий Иванович покупал материалы для своих поделок, и якобы один продавец спросил другого: «Кто этот почтенный господин?» Ответ был весьма неожиданным: «О, это же чемоданных дел мастер – Менделеев!»

Известно также, что Менделеев сам себе шил одежду, считая покупную неудобной.


Враги


Настоящими врагами Менделеева были те, кто проголосовал против избрания его академиком. Несмотря на то что Менделеева рекомендовал на пост академика великий ученый А.М.Бутлеров и несмотря на то что Дмитрий Иванович уже тогда был всемирно известным и признанным научным светлой, против его избрания голосовали: Литке, Веселовский, Гельмерсен, Шренк, Максимович, Штраух, Шмидт, Вильд, Гадолин. Вот он, список явных врагов русского ученого. Даже Бейльштейн, прошедший в академики вместо Менделеева с перевесом всего в один голос, часто говорил: «У нас в России больше нет талантов таких могучих, как Менделеев». Тем не менее несправедливость так и не была исправлена.


Соратники


Близким другом и соратником Менделеева был ректор Петербургского университета А.Н.Бекетов - дед Александра Блока. Их имения располагались под Клином, неподалеку одно от другого. Также соратниками по научной деятельности Менделеева были члены Петербургской академии наук - Буняковский, Кокшаров, Бутлеров, Фаминцын, Овсянников, Чебышев, Алексеев, Струве и Сави. Среди друзей ученого были великие русские художники Репин , Шишкин , Куинджи .


Слабости


Менделеев очень много курил, тщательно отбирая табак и собственноручно скручивая папиросы, мундштук он не использовал никогда. И когда друзья и врачи советовали ему бросить, указывая на его слабое здоровье, говорил, что умереть можно и не куря. Еще одной слабостью Дмитрия Ивановича, наряду с табаком, был чай. У него был свой канал поставки чая домой из Кяхты, куда он поступал караванами из Китая. Менделеев по «научным каналам» договорился выписывать себе чай по почте напрямую из этого города прямо домой. Он заказывал его на несколько лет сразу, и, когда цибики доставлялись в квартиру, все семейство принималось за переборку и упаковку чая. Пол устилался скатертями, цибики вскрывали, высыпали весь чай на скатерти и быстро смешивали. Делать это приходилось потому, что чай в цибиках лежал слоями и смешивать его надо было как можно быстрее, чтоб он не выдохся. Потом чай насыпали в огромные стеклянные бутылки и плотно закупоривали. В церемонии участвовали все члены семьи, и оделялись чаем все домочадцы и родственники. Менделеевский чай заслужил большую славу среди знакомых, а сам Дмитрий Иванович, не признавая никакого другого, в гостях чая не пил.

По воспоминаниям многих людей, близко знавших великого ученого, он был жестким, резким и несдержанным человеком. Как ни странно, даже будучи очень известным ученым, он всегда волновался на показах опытов, боясь «попасть в конфуз».


Сильные стороны

Менделеев работал в разных областях науки и везде добивался прекрасных результатов. На такие колоссальные затраты ума и душевных сил не хватило бы и нескольких обычных человеческих жизней. Но ученый обладал феноменальной работоспособностью, невероятной выносливостью и самоотверженностью. Он сумел во многих областях науки на много лет опередить время.

Всю жизнь Менделеев делал различные прогнозы и предвидения, которые почти всегда сбывались, поскольку основывались на природном уме, значительных знаниях и уникальной интуиции. Сохранилось множество свидетельств его родных и близких, потрясенных даром гениального ученого предвосхищать события, буквально видеть будущее, причем не только в науке, но и в других сферах жизни. Менделеев обладал прекрасными аналитическими способностями, и его предсказания, относящиеся даже к политическим вопросам, блестяще подтверждались. Так, например, он точно предсказал начало русско-японской войны 1905 года и тяжелые для России последствия этой войны.

Студенты, которым он преподавал, очень любили своего прославленного профессора, но при этом говорили, что сдавать экзамены ему было нелегко. Он не делал поблажек никому, не выносил плохо подготовленных ответов и был нетерпим к нерадивым студентам.

В быту жесткий и резкий, Менделеев очень по-доброму относился к детям, любил их невероятно нежно.


Заслуги и провалы


Заслуги Менделеева перед наукой давно получили признание всего научного мира. Он был членом почти всех существовавших в его время наиболее авторитетных академий и почетным членом многих ученых обществ (общее число учреждений, считавших Менделеева почетным членом, доходило до 100). Особенным почетом имя его пользовалось в Англии, где ему были присуждены медали «Дэви», «Фарадэя» и «Копилея», куда он был приглашен (1888) в качестве «Фарадэевского» лектора, честь, выпадающая на долю лишь немногим ученым.

В 1876 году - член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, в 1880-м выдвигался в академики, но вместо него приняли Бейльштейна - автора обширного справочника по органической химии. Этот факт вызвал негодование в широких кругах русского общества. А несколько лет спустя, когда Менделееву вновь предложили баллотироваться в Академию, он отказался.

Менделеев - безусловно, выдающийся ученый, но даже самые великие люди совершают ошибки. Как и многие ученые того времени, он отстаивал ошибочную концепцию существования «эфира» - особой сущности, заполняющей мировое пространство и передающей свет, тепло и гравитацию. Менделеев предполагал, что эфир мог быть специфическим состоянием газов при большом разрежении или особым газом с очень малым весом. В 1902 г. вышла в свет одна из самых его оригинальных работ «Попытка химического понимания мирового эфира». Менделеев считал, что «мировой эфир можно представить подобно гелию и аргону, не способным к химическим соединениям». То есть с химической точки зрения он рассматривал эфир как элемент, предшествующий водороду, и для размещения его в своей таблице ввел его в нулевую группу и нулевой период. Будущее показало, что менделеевская концепция химического понимания эфира оказалась ошибочной, как и все подобные концепции.

Далеко не сразу Менделеев смог понять значимости таких фундаментальных достижений, как открытие явления радиоактивности, электрона, и последующие результаты, прямо связанные с этими открытиями. Он сетовал, что химия «запуталась в ионах и электронах». Только после посещения в апреле 1902 г. лабораторий Кюри и Беккереля в Париже Менделеев поменял свою точку зрения. Некоторое время спустя он поручил одному из своих подчиненных в Палате мер и весов провести исследование радиоактивных явлений, что, однако, в связи со смертью ученого не имело последствий.


Компромат

Когда Менделеев захотел официально оформить отношения с Анной Поповой, он столкнулся с большими трудностями, поскольку официальный развод и повторный брак в те годы были сложными процессами. Чтобы помочь великому человеку устроить свою личную жизнь, его друзья убедили первую жену Менделеева дать согласие на развод. Но даже после ее согласия и последующего развода Дмитрий Иванович по тогдашним законам должен был ждать еще шесть лет, прежде чем заключить новый брак. Церковь наложила на него «шестилетнее покаяние». Чтобы получить разрешение на второй брак, не дожидаясь истечения шестилетнего срока, Дмитрий Иванович подкупил священника. Сумма взятки была огромной – 10 тысяч рублей, для сравнения – имение Менделеева оценивалось в 8 тысяч.


Досье подготовил Дионис Каптарь
KM.RU 13 марта 2008