Меню Рубрики

Анализ три пальмы. Михаил Лермонтов ~ Три пальмы

Конспект урока по литературе в 6 классе. Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Разработала учитель русского языка и литературы МОУ «Шудумарская основная общеобразовательная школа» Сернурского района Республики Марий Эл Афанасьева С.Н.

2013 Класс: 6

Предмет: Русская литература

Учебник: « Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013

Тема урока: Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Цели урока:

1. Образовательные: обучение анализу лирического произведения, дать первоначальное понятие о балладе.

2. Практические: совершенствовать навыки анализа стихотворного текста.

3. Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и любви к Родине, природе, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; научится находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства.

личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала, целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия;

коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Литература: Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (http://www.testsoch.com)

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Ход урока

I . Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Демонстрирует слайды (1,2) с фото окрестностей своей деревни: березовые рощи, земляничные поляны, цветущие яблоневые сады.

Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?

Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

Вы любите природу своего края?

II. Актуализация знаний.

- «Крестьянин пашет, каменщик строит, священник молится и судит судья. Что же делает поэт?» - так начинает свою статью «Жизнь стиха» поэт Н.С Гумилев. Так что же делает поэт?

(Задача поэта – не сообщить о своей любви, а суметь передать читателю силу своего чувства и вызвать у него сходные эмоции. Для достижения этой цели поэты используют различные художественные приемы, изобразительно-выразительные средства. «Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни, они то учат, то зовут, то благословляют. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают»

III . Создание проблемной ситуации:

Кокой теме посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?

Мы не случайно начали наш урок с беседы о природе родного края. Для каждого человека природа и малая родина неотделимы друг от друга. Вот и М Ю. Лермонтов много стихов посвятил теме природы.

Какую роль играет подзаголовок стихотворения – «Восточное сказание»

III. Постановка учебной задачи.

Какие цели поставим?

В стихотворении «Три пальмы» поэт решает проблему «человек и природа». В результате анализа стихотворения мы с вами должны определить основную мысль (идею) стихотворения;

выполнить анализ стихотворения, найти в нем те изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору раскрыть главную мысль стихотворения;

оформить письменно анализ стихотворения и тем самым научиться анализировать поэтический текст;

выяснить, каким образом поэт говорит о том, что его волнует.

IV . Открытие новых знаний.

Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении

(В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу». В то же время это событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновение прекрасного оазиса в пустыне.

Каков жанр стихотворения?

Понятие баллады. Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой

V . Самостоятельная работа . Исследование композиции стихотворения (в парах), определение микротем.

Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов:

1 – описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм (1,2 строфы)

2 – упреки пальм небу, Богу (3 строфа)

3 –описание каравана (4,5,6 строфы)

4 – приветливая встреча усталых путников(7 строфа)

5 – гибель пальм (8 строфа)

6. Описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм (9 и 10 строфы)

VI . Продолжение анализа.

Почему стали роптать на Бога три пальмы?

Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать – таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зеленых листов» холодную воду родника.

Почему пальмы были погублены?

Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного.

Как изображены пальмы?

Они напоминают людей, но словно заколдованных –караван не разглядел в пальмах живую душу

С какой целью употреблена аллитерация?

Понятие аллитерации. Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев

Перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?

Повторение понятия антитеза. Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерть усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу.

Образы природы говорят и о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.

Определить стихотворный размер. Вспомним размер стиха. Каким написано стихотворение «Зимнее утро»? (ямбом, жизнелюбие Пушкина очень хорошо передано) А что у Лермонтова? Он часто пользуется трехсложными размерами, когда в стопе, т.е. в соединении ударных и безударных слогов, 3 слога. Трехсложных размеров 3:дактиль, амфибрахий, анапест. Стихотворение написано амфибрахием.

VII . Знакомство с планом анализа лирического произведения.

(раздаточный материал)

    Творческая история.

    Тема и идея.

    Композиция и внутренний сюжет (если есть).

    Лирический герой и система образов.

    Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса.

    Жанр.

    Особенности ритмики, размера, рифмы.

    Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

VIII . Обобщение нового знания. Заполнение таблицы. (работа в группах, каждая группа анализирует средства выразительности в своей части стихотворения)

Тропы

Олицетворения

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Столбом кружился песок, как в море челнок

Стали на Бога роптать, приветствуют караван

Гордые пальмы, пылающей грудью, знойные лучи, пепел седой

Питомцы столетий, одежды их сорвали, степной нелюдим

Фонетика

Аллитерация

П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал

И п али б ез жизни п итомцы столетий

Морфология

Синтаксис

Обратный порядок слов

Пепел седой,

Жанр стихотворения

Баллада

Антитеза

Первая и последние строфы противопоставлены друг другую. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.

IX . Выводы по стихотворению.

Какой бы вы сделали вывод по балладе «Три пальмы»?

(Люди несут гибель природе вопреки собственным интересам. Связи между людьми и природой нарушены. Кто виноват? Сам человек, потому что он преследует сиюминутные цели).

В чем философский смысл стихотворения?

(Каждая личность уникальна и неповторима и рождена для общей пользы, как природа; а вот современное Лермонтову общество живет по законам каравана, их мы уже знаем. Он эти законы почувствовал на себе, может быть, поэтому в его стихах столько одиночества и печали.)

X . Рефлексия деятельности (итог урока).

Итак, какую задачу мы с вами ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

* Как вы оцениваете результат работы класса?

Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

XI . Домашнее задание. Письменное оформление анализа стихотворения по плану.

Приложение.

Анализ стихотворения

Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» написано в 1838 году. Это яркое поэтическое размышление на философскую тему, оно имеет подзаголовок – «Восточное сказание», что предупреждает читателя о чем-то сказочном, экзотическом. Действительно, в произведении переплетаются реальные и фантастические события. Это позволяет отнести стихотворение к жанру баллады.

Тема стихотворения «Три пальмы» раскрывается автором в ходе развития сюжета. Главными героинями повествования выступают три пальмы, которые росли в аравийской пустыне. Пустыня безлюдна:

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Еще не склонялся под кущей зелёной…

Пальмы недовольны тем, что они одиноки, что их красоту никто никогда не видел, а их жизнь уже близится к концу. И они возроптали на Бога:

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

Их ропот услышан, и вскоре появился караван. Несколько веков пальмы росли в пустыне - появились люди и срубили их, и теперь в пустыне все дико и бесплодно.
Стихотворение состоит из нескольких частей. Первая и вторая строфы посвящены описанию оазиса в пустыне, третья строфа – упреки пальм к Богу, четвертая, пятая, шестая строфы посвящены описанию каравана, седьмая строфа – приветствие пальм, восьмая строфа – гибель пальм, девятая и десятая строфы – описание бесплодной пустыни.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что люди часто не умеют ценить красоту природы, они безжалостны к природе, природа для них лишь источник их благополучия. Вот и торговцы, оказавшись в оазисе, в пальмах увидели лишь топливо для своего ночного костра и легко сгубили то, что росло веками. Но есть еще и другой смысл данной баллады – религиозный. Пальмы возроптали на Бога – и были наказаны. Жизнь идет своим чередом, так предначертано свыше. А пальмы не хотят с этим мириться, они сами желают строить свою судьбу, то ест, не могут смирить свою гордыню. И автор в данном стихотворении поднимает тему гордыни, которая близка не только ему, его поколению. Она актуальна и в наши дни.

Ритм стихотворения неторопливый, размеренный, плавный, музыкально-мелодичный. Все подчинено тому, что читатель видит перед собой не только картины, нарисованные поэтом, но при этом еще и думает, размышляет о жизни, о своем предназначении, о той пользе, которую он должен принести другим.

В своем стихотворении автор использует различные изобразительно-выразительные средства, которые преображают стихотворение, делают нарисованные картины более яркими и выразительными. Чтобы описать оазис в пустыне автор использует следующие эпитеты: из «почвы бесплодной», «от знойных лучей», «летучих песков », махровой главою ». Оазис противопоставляется пустыне бесплодной.

Благодаря олицетворениям, используемым в тексте для описания действий пальм, таким как, «стали на Бога роптать», « приветствуют пальмы караван» создается впечатление, что пальмы – это живые люди, только заколдованные. Они недовольны своей судьбой. Они посмели «роптать» на Бога. А караван не сумел увидеть в них живых людей и расколдовать их.

Метафоры в стихотворении «питомцы столетий», «одежду их сорвали малые дети», «степной нелюдим» помогают понять внутренний мир героев баллады.

Сравнения «столбом кружился песок», «как в море челнок» также помогают нарисовать яркую картину природы. Благодаря им, мы видим перед собой картину, как неторопливо двигается по пустыне караван, представляем коня, поднимающегося «на дыбы» и прыгающего «как барс».

Автор использует средства выразительности в области фонетики. Аллитерация «По корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий» помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.

Первая строфа и последняя противопоставлены друг другу. В первой строфе изображена радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, «степного нелюдима», терзающего свою добычу. Данная антитеза служит для того, чтобы лучше увидеть разницу между красотой природы и безжалостным уничтожением этой природы руками всемогущего человека.

Стихотворный размер – амфибрахий, способ рифмовки парный.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» волнует уже не одно поколение людей. Читая стихотворение в детские годы, человек видит в нем что-то сказочное, прекрасное, учится любить, беречь природу, окружающий нас мир, нашу хрупкую планету, а также задумывается об отношении к людям, друг другу, а повзрослев, начинает задумываться о цели своего существования в этом мире.

  1. Исследователи определяют жанр стихотворе-ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та-ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?
  2. В стихотворении «Три пальмы», на-званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер-ты балладного жанра. Это суровая муже-ственность сюжета, его острая конфликт-ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком-позиционных форм, ритмическая органи-зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило-софские и общественно-исторические про-блемы. Все эти признаки имеются в сти-хотворении «Три пальмы».

  3. Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?
  4. Для внутреннего мира Лермонтова ха-рактерно ощущение грядущей человече-ской катастрофы. В балладе «Три паль-
    мы» мы находим ситуации, сходные с те-ми, что возникают в «Демоне», <<Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, откры-тая миру, встречает на своем пути озлоб-ление, обман, неблагодарность. Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осу-ществления своей мечты, гибнут жерт-вой человеческой жестокости. Основную мысль баллады можно определить так: пальмы — символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаж-дущих послужить людям, принести поль-зу человечеству. Кажущееся осуществле-ние мечты делает конечный исход еще бо-лее трагичным — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу. Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с «И скуч-но и грустно…».

    Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и име-ет символический социально-философс-кий смысл. Материал с сайта

  5. Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем со-циально-философский смысл такого композицион-ного приема?
  6. С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радую-щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо-лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на-строение поэта, удрученное чувство оста-ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле-ния — скорбь о том, что человек стал ви-новником катастрофы, которая опреде-ленно может погубить и его.

Стихотворение «Три пальмы», полное философских размышлений о смысле человеческой жизни и бренности всего живого, было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. Данное поэтическое произведение имеет вид восточной притчи, имеющей глубокий философский смысл, здесь нет главных лирических героев, под талантливой рукой мастера поэтического слова оживает сама природа, которая обладает чувствами и размышляет как настоящий человек. Лермонтов, очень любивший природу и трепетно относившийся к её красоте и величию, в данном произведении хотел достучаться до людских сердец, показать им ценность окружающего нас природного мира, призвать всех ценить его блага, быть добрее и отзывчивее к братьям нашим меньшим.

Главная тема стихотворения

Стихотворное повествование начинается с описания растущих в пустынном оазисе Древней Аравии представительниц местной флоры — трех пальм-сестриц. Они растут там очень давно и благодаря протекающему между ними освежающему, холодному ручейку, который поддерживает жизнь во всем оазисе, полны сил и жизненной энергии, но они бесконечно несчастны, потому что считают себя абсолютно бесполезными и одинокими. В порыве отчаяния и желания быть кому-то полезными, пальмы просят у Бога помощи в осуществлении их предназначения на этой земле. В тот же день в оазис приходит торговый караван, пальмы приветливо махают людям своими широкими, изумрудными листьями и радуются тому, что их мольбы были услышаны. Но заканчивается все очень печально: купцы, набрав воды из ручья и срубив пальмы на дрова для костра, оставляют после себя полный разгром. Оазис из цветущего райского уголочка превращается в выжженную пустыню с тонкой ленточкой еще живого ручейка, постепенно высыхающего под жарким солнцем без защиты зеленой растительности.

В своем произведении Лермонтов хотел показать людям, что их жестокость, бессердечность и вечная забота о собственной выгоде, губительны для матушки-природы, которая безвозмездно отдает своим детям лучшие дары, получая взамен лишь хаос и разрушение. Идя на поводу своих сиюминутных желаний, человек, не задумываясь о будущем для себя и своих потомков, уничтожает хрупкую и нежную планету под названием Земля, которая на самом деле является его родным домом. Животные и растения не могут защищаться от губительного воздействия человека и безропотно все сносят, вот только последствия могут быть самыми и ужасными для самого же человека, еще не осознающего всю масштабность причиненного им зла, которое может стать самой настоящей местью поруганной матери-природы. Автор призывает людей задуматься над своим поведением и кардинально поменять свое отношение к окружающей природе, бережно пользоваться её дарами, жить с ней в мире, согласии и гармонии.

Помимо отношений человека и природы в данном произведении сокрыт глубокий философский смысл, здесь автором затрагиваются очень серьезные вопросы, которые тревожат человечество на протяжении всего его существования: Для чего мы созданы? В чем предназначение каждого человека? Нужно ли в жизни, подобно трем пальмам из стихотворения, отдавать всего себя и свой талант другим людям, которые могут вами просто воспользоваться, растоптать вашу душу, а затем просто выкинуть за ненадобностью?

Также стихотворение «Три пальмы» имеет и религиозную направленность. Лермонтов был убежден, что каждый человек наделен судьбой, предначертанной им свыше, и поэтому что-либо выпрашивать у Создателя либо противиться Его воле, чревато фатальными последствиями, которые принесут человеку только боль и разочарование. Пальмы (кстати, три - мистическое число) - прототипы людей, объятых грехом гордыни, думающих, что они могут сами вершить свою судьбу, которые, ставя перед собой какую-то цель, пытаются всеми способами её достичь. Однако очень часто бывает, что в итоге получив желаемое, люди не ощущают ни радости, ни счастья, и полученный результат совершенно не оправдывает возложенные на него ожидания.

В процессе написания стихотворения автор и сам раскаивается в своих грехах, переосмысливает свои поступки и предостерегает людей, стремящихся получить то, что им судьбой не предназначено, от катастрофических ошибок, в будущем оборачивающихся для них болью и страданием. В своем произведении автор призывает людей не противиться воле Бога, не вмешиваться в ход событий, предначертанных им свыше.

Структурный анализ стихотворения

Жанр стихотворения «Три пальмы» - лирическая баллада с четко прослеживаемой сюжетной линией, написанная с использованием четырехстопного амфибрахия, придающего повествованию особенной восточной напевности. Здесь применяются такие литературные приемы художественной выразительности как метафора («пылающая грудь»), эпитеты («гордые пальмы», «роскошные листья»), олицетворение («пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев - «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни»).

Наблюдается хорошо различимая кольцевая композиция, построенная на основе антитезы. Стихотворение начинается и заканчивается описанием одного и того же оазиса, только это две противоположные картины: в начале это райский уголок, наполненный зеленью пальм, живительной влагой небольшого ручейка, голубыми небесами, золотым песком, в конце краски сгущаются и темнеют, меняются звуки, картина рая сменяется изображением места, наполненного пеплом, болью и печалью. Использованный для повествования жанр восточной притчи, придает произведению статус народной мудрости, а гениальный поэтический талант Михаила Лермонтова доносит до читателей серьезные философские размышления о смысле жизни и взаимоотношениях человека и окружающего мира, великолепно описав и оживив для нас чудесную и экзотическую природу Востока.

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой , поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни .

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой . Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли» : именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки» , «с криком и свистом» , «взрывая песок» ) указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою» . Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы : люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию , основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию . Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы» . Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» . Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!» . Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать» .

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием , трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства : эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой ), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь ), сравнения (люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей ). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

«Три пальмы» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемое школьниками по литературе в 6 классе. В нем описывается история жизни трех гордых пальм. Ознакомитесь с нашим вариантом анализа “Три пальмы” по плану.

Краткий анализ

История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.

Тема стихотворения – Нужно быть осторожным в своих просьбах Богу – молитвы могут быть услышаны и тогда за исполнением желания следует расплата. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением.

Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных двусложным трехстопным амфибрахием с использованием рифмы секстина со смежной рифмовкой.

Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим одиночеством. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не дают тени людям в зной.

Метафоры – песок крутился столбом, пылающая грудь

Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой.

Сравнения – люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» .

Олицетворения – родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей.

История создания

Произведение “Три пальмы” относится к зрелому периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано в 1838 – ом году, а год спустя – в 1839 – было впервые опубликована в “Отечественных записках”.

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов сделал в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы” . Пальмы не желают жить “без пользы” . Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!” . И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студеной водой” из ручья, а затем, чтобы не замерзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!” .

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой. Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.

Жанр

По жанру стихотворение является балладой, состоящей из 10 строф. Написана баллада двусложным трехстопным амфибрахием – трехстопной стопой с ударением на втором слоге. Рифма - секстина со смежной рифмовкой.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

  • эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой);
  • метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь);
  • сравнения (люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ;
  • олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей).

При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 148.