Меню Рубрики

Академическая задолженность школьника — административный аспект. Документы по ликвидации академической задолжности Срок для сдачи учащимися академической задолженности

Замечено, что у студента, появляющегося на лекциях и семинарах реже, чем в ночных клубах, возникает опасная мутация – вырастает «хвост». И обычно даже не один. Многохвостый монстр, ещё недавно бывший весёлым студиозусом, нервно мечется от кафедры к кафедре. А в деканате «охотники за многохвостыми» уже готовят приказ об отчислении…

Студенческий «хвост», или академическая задолженность – это пробакланенное или сданное на «неудовлетворительно/не зачтено» контрольное мероприятие (зачёт, экзамен, контрольная или курсовая работа). Появление «хвоста» грозит не только потерей стипендии, но и выпиныванием мутанта за пределы ареала обитания нормальных студентов. Если хвостатый мутант – мужского пола, то очень вероятно его попадание в ряды нашей доблестной армии.

К счастью, хвостатость лечится. Но только в том случае, если принять срочные медицинские меры на ранних стадиях заболевания.

Процесс лечения – это ликвидация академической задолженности. Или, проще говоря, сдача «хвостов». Анекдот про студентов из Африки, которым деканат рекомендовал сдавать «хвосты» на втором этаже все помнят, да?

Ну давайте поподробней – как возникает академическая задолженность, как её сдавать и что делать, если самолечение не помогает.

Профилактика «хвостов»

Как показывает практика, большинство первокурсников могло бы избежать появления «хвостов», если бы… Если бы просто внимательно изучили правила сдачи сессии. Именно в . Многие вылетают по глупейшим причинам:

  • «А я не знал, что из-за несданного зачёта не допустят к экзамену!»
  • «А что, если на экзамен не прийти – поставят неуд? Нифига себе!»
  • «А почему из-за ненаписанного реферата меня к зачёту не допустилииии… Плак-плак-плак!»

И коронное: «Блин, а когда начинается зачётная неделя?! Что, уже прошла?!».

Вот 5 простых правил, знание которых существенно снижает риск образования академических задолженностей:

№1. Выясните сроки сессии. Обратите внимание не только на даты испытаний, но и на продолжительность зачётной недели. Если вы её прогуляете, и явитесь сразу к первому экзамену – вас ждёт неприятный сюрприз. По правилам, к экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачёты . Вот прямо на лбу себе это запишите!

№2. Изучите условия допуска к зачётам. Многие преподаватели не допускают к зачётам студентов, которые не написали реферат, доклад, эссе или другую работу, выполнение которой входит в учебный план. Недопуск может возникнуть из-за несдачи контрольной, практической, лабораторной. Представьте себе состояние студента, который приходит на пересдачу зачёта, и только там выясняет, что надо было написать реферат! Вы ведь не хотите оказаться на его месте?

№3. Изучите условия допуска к экзаменам. Помимо обязательной сдачи всех зачётов, условием допуска может быть сдача различных учебных работ и коллоквиумов . Некоторые преподаватели бдительно отслеживают посещения студентов и заставляют «отрабатывать» пропущенные семинары, показывать конспекты пропущенных лекций. В МГУ вообще ввели балльную систему контроля за успеваемостью в течение семестра и установили контрольные точки проверки знаний. Недобрал баллов? Лови «хвост». Звери! Но они в своем праве.

№4. Узнайте, за сколько экзаменов, несданных в течение основной сессии (именно в течение основной, без учёта дополнительного срока для сдачи задолженностей!) отчисляют из вашего учебного заведения. Обычно критическим порогом являются два, максимум три экзамена – их разрешают сдать в дополнительную сессию. Да, где-то разрешают даже все экзамены пересдавать (например, четыре). Но в крутых вузах – крутые правила. Студент легко может вылететь и за два экзамена, если в основную сессию не уложился.

№5. Если вы уж обзавелись «хвостами», обязательно выясните сроки сдачи задолженностей. Лучше всего, если вы скачаете на сайте вуза или попросите прямо в деканате «Положение о ликвидации академической задолженности». Если уж вам дают ещё один шанс, не пробакланьте хотя бы его.

Можно ли подчистить «хвосты» до конца сессии?

Если вы не сдали зачёт или экзамен, но у вас ещё есть время на пересдачу в течение экзаменационной сессии – это, строго говоря, ещё не настоящий «хвост». А так, «хвостик». В течение сессии выделяется по одному дополнительному дню для пересдачи каждого экзамена.

Интересно, что пересдача экзаменов в течение основной сессии – это далеко не ужас-ужас, а шанс получить хорошую оценку. К первой пересдаче преподаватели относятся более-менее лояльно. Некоторые даже разрешают студентам, получившим «хорошо», пересдать на «отлично». Гораздо чаще, правда, на пересдаче снижают оценку на балл, но получить в зачётку «хорошо» вместо «удовлетворительно» – это тоже неплохо. Не исключена даже возможность получения красного диплома (он выдаётся при отсутствии троек и при наличии 75% пятёрок). Так что на пересдачи в течение экзаменационной сессии идут не только двоечники, но и отличники.

С зачётами и проще, и сложнее. Некоторые студиозусы умудряются в течение сессии приходить на зачёт к преподавателю по 10 – 15 раз!

Как правило, хотя бы раз пересдать зачёт можно в течение зачётной недели. Это позволяет даже тем, кто не смог получить заветную роспись преподавателя с первого раза, успеть с закрытием всех зачётов к началу экзаменов.

Если вам это не удалось, все силы бросайте на сдачу зачётов. Пока с ними не разберётесь – к экзаменам вас не допустят. Поэтому в то время, когда ваши сокурсники отвечают на экзаменах, гоняйтесь за преподавателями, которым нужно пересдать зачёт.

Некоторые студенты считают зачёты менее важными, чем экзамены. Во-первых, их обычно сдавать легче. Во-вторых, оценка не ставится. Вот и возникает впечатление, что по сравнению с экзаменом это «мелочь». Но эта мелочь может здорово испортить вам жизнь! В дополнительную сессию во многих вузах зачёты уже не принимают.

Разобраться с зачётами крайне важно хотя бы до момента пересдач. В большинстве вузов для студента, который провалил три экзамена в течение основной сессии, отчисляют. А в некоторых вузах достаточно даже двух предметов. Поэтому нужно успеть хотя бы на пересдачах сдать тот минимум дисциплин, который позволит вам досдать остальные «хвосты» в рамках дополнительной сессии.

Возможно, вас слегка утешит информация о том, что первые пересдачи экзаменов обычно назначаются на самые последние дни основной сессии. Вот почему некоторым студентам удаётся задолбать преподавателя пятнадцатью пересдачами зачёта!

Итак, на вопрос, можно ли разобраться с долгами до конца основной сессии, уверенно отвечаем: не только можно, но и нужно. Не стоит затягивать с пересдачами до наступления дополнительной сессии.

Что такое дополнительная сессия?

После каждого семестра устанавливается период, в течение которого «хвостисты» досдают всё, что не успели сдать в течение основной сессии. Это время называется дополнительной сессией. Её сроки устанавливаются согласно приказу о ликвидации академической задолженности.

Не стоит пусть дополнительную сессию с продлением сессии. Продление производится по уважительной причине. В этом случае производится условный перевод с академической задолженностью (разумеется, её следует ликвидировать в кратчайшие сроки, но непосредственная угроза отчисления пока ещё не появилась). А дополнительная сессия – это для тех, кто даже с первой пересдачи не разобрался с экзаменами. И вот у этих ребят всё очень и очень серьёзно.

Студент, приходящий на вторую пересдачу, экзаменуется уже не одним преподавателем, а аттестационной комиссией. Для большинства студентов это последний шанс. Таким образом, традиционная схема пересдач выглядит так:

1) сдача;
2) пересдача;
3) комиссия.

Третья пересдача, то есть четвертая попытка – случай исключительный, добиться которой очень трудно. Обычно разрешение надо испрашивать аж у самого ректора.

Если вы не уложились график ликвидации академической задолженности, следует отчисление. По крайней мере, в серьёзных вузах. Но кое-где обучающиеся, имеющие академические задолженности, кое-как перебираются с курса на курс. Такие поблажки нередко дают контрактникам в провинциальных вузах. Ну жалко же отправлять в армию человека, за которого родители регулярно вносят оплату…

Стоп. Не расслабляться! Эти балбесы ходят под дамокловым мечом. Как только вуз начинает закручивать гайки (а это случается, когда над вузом нависает угроза потери лицензии), хронические «хвостисты» вылетают без предупреждений.

Что делать с недопусками?

Недопуск – одна из основных причины появления «хвостов». По этой причине академическая задолженность возникает даже у весьма неглупых студентов. На пути к экзамену или зачёту особо злостные преподы выстраивают целые баррикады из рефератов, докладов, коллоквиумов, конспектов, эссе и прочей лабуды.

И вот вы весь такой умный, великолепно разбирающийся в предмете (и потому игнорировавший лекции и семинары в течение всего семестра), являетесь на зачёт или экзамен… А преподаватель расплывается в ехидной ухмылочке.

Выше мы дали пять советов по профилактике «хвостатости», а теперь держите ещё парочку:

№6. Если вы внезапно и вдруг, вынырнув из пучины важных дел, заметили приближение зачётной недели и экзаменационной сессии – немедленно узнавайте, нужно ли что-то писать и сдавать, чтобы получить допуски к зачётам и экзаменам. Чем раньше вы всё это узнаете – тем больше шансов, что вы таки успеете написать эту гору рефератов, контрольных и лабораторных до начала зачётной недели. Ну, или хотя бы половину горы.

№7. Чувствуете, что не справляетесь? Берите себе в помощь студлансера. Стратегия сотрудничества может быть различной:

  • Кто-то поручает студлансерам написание самых сложных контрольных и рефератов, что вполне логично.
  • Кто-то сбрасывает на студлансеров всевозможные отписки, неинтересные задания. И в этом тоже есть своя логика. Если вам действительно интересно учиться, сложные задания – это вызов. А вот всякая чушь, придуманная преподами для того, чтобы испортить вам жизнь, – просто трата времени. Но сдача академической задолженности невозможна, пока вы с этой бюрократией не разгребётесь. Так что есть смысл делегировать маловажные задания студлансерам.
  • Наконец, есть и такая стратегия: пишем сами всё, что успеваем, а на Студлансе заказываем самые срочные работы. Например, реферат, который нужно принести на зачёт к девяти утра… и о котором вы вспомнили в три часа ночи.

Как практика и курсовая превращаются в «хвосты»

Курсовые работы и отчёты по практики, не сданные вовремя, автоматически становятся «хвостами». Кстати, курсовую работу обычно нужно не только сдать, но и защитить. Если вы принесёте её слишком поздно, преподаватель может не допустить к защите: мол, прочитать не успеваю! Или, как вариант: «Ну, голубчик, у вас тут маленький недочёт. Исправьте – и на защиту… Но не вместе со всеми, а в рамках дополнительной сессии».

Чтобы не вылететь из вуза, надо вложиться с повторной защитой в сроки ликвидации академической задолженности. Но, как вы уже поняли, академическая задолженность в вузе – решаемая проблема. Если даже вы не справляетесь с «хвостом» в виде курсовой или отчёта по практике сами, то всегда можно найти себе помощника среди студлансеров. Это дешевле, чем становиться спонсором кафедры, а главное – намного безопасней.

А стипендию с академической задолженностью дают?

Учтите, что ликвидация академической задолженности в вузе не гарантирует получение стипендии. Зависит от того, насколько быстро вы подчистили «хвосты»: уложились в основную сессию или не уложились.

В большинстве вузов действует правило: если сдал все предметы в течение основной сессии – стипендию дадут. А не уложился – будешь сосать лапу, как медведь в берлоге. Сдача «хвостов» в дополнительную сессию и повторная защита курсовой – это гарантированное отсутствие стипендии. Взвесив все за и против, многие студенты заказывают курсовики и отчёты по практике у студлансеров. Экономически выгодней!

К примеру, курсовая стоит 1 500 – 3 000 руб., а стипендия за полугодие – это .

Вот почему некоторые хорошисты, слегка подзавязшие с каким-то предметом, иногда обращаются за помощью к студлансерам. Если на пути к своевременной сдаче сессии стоит какой-нибудь реферат или контрольная, выгодней заплатить студансеру – и потом честно… ну, почти честно получать стипендию. А вы что по этому поводу думаете?

Дата

Учебная тема

Форма контроля

Оценка

Подпись учителя

25.05.15

Натуральные числа и шкалы

Беседа, тест

Рабочая тетрадь

Стр. 5 № 4,5

стр. 7 № 12, 13

стр.17 № 4, 5, 6

стр 18 № 9

29.05.15

Сложение и вычитание натуральных чисел

Стр. 22 № 1, 2

Стр. 23 № 8

Стр. 27 № 13

Стр. 29 № 17, 18, 19, 20

Уравнения

Стр 36 – 37 № 5,6

2.06.15

Умножение и деление натуральных чисел

Беседа, задание в рабочей тетради

Стр. 39 № 1,2,3

Стр.41 № 6, 7

Стр. 43 № 3, 4

Стр. 46 № 1

Порядок выполнения действий

Рабочая тетрадь

Стр.52 -53 № 2

4.06.15

Площади и объемы

Беседа, задание в рабочей тетради

Стр. 59 – 61 № 1,2,3,4,5

1.Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г. Москва, 2012;

2.Дидактические материалы Чесноков А.С., Нешков К. И. 2008.

3.Рабочая тетрадь по математике к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 5 класс»

С графиком ознакомлена:

Дата

График

работы по ликвидации задолженности по алгебре

Дата

Учебная тема

Форма контроля

Оценка

Подпись учителя

25.05.15

Алгебраические выражения

Беседа, тест

Из учебника повторить

П. 1 -5 № 1,2

26.05.15

Алгебраические выражения

Беседа, задание в рабочей тетради

Стр.4 № 1,2,3,4

Стр. 16 № 9.10,11,14

Стр. 17 №1

27.05.15

Уравнения с одним неизвестным

Беседа, задание в рабочей тетради

Стр. 27 № 11

Карточки коррекции

Контрольная работа

28.05.15

Одночлены и многочлены

Беседа, задание в рабочей тетради

Стр. 38 -39 № 1 -6

Свойства степени с натуральным показателем

Беседа, задание в рабочей тетради

Стр.42-43 № 1-7

29.05.15

Разложение многочленов на множители

Беседа, задание в рабочей тетради

Карточка коррекции

Формулы сокращенного умножения

Беседа, задание в рабочей тетради

Стр. 79 № 1

Стр. 84 №6

2.06.15

Алгебраические дроби

Сложение и вычитание алгебраических дробей

Умножение и деление

алгебраических дробей

Беседа, задание в рабочей тетради

Стр.93 № 6,8

Стр. 94 № 11,

стр. 101 № 5 (1-5)

стр.104 №2,3,6 (1-3)

4.06.15

Линейная функция и ее график

Беседа, задание в рабочей тетради

Карточка коррекции

5.06.15

Система двух уравнений с двумя неизвестными

Беседа, задание в рабочей тетради

Стр. 137 №4 по образцу

Стр. 141 №7, 8(1,2) по образцу

Карточка коррекции

7.06.15

Итоговая контрольная работа

Литература:

Алгебра 7, Ш.А Алимов, Ю.М.Колягин, и др., «Просвещение»2008

Дидактические материалы, Алгебра7, В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. Москва, «Просвещение»2007

Карточки для коррекции знаний, 7 класс, Г.Г.Левитас, Москва, «Илекса»,

Рабочая тетрадь по алгебре для 7 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение»2007

Алгебра, Тесты,Рабочая тетрадь 7 класс, Л.Короткова, Н.Савинцева.

С графиком ознакомлена:

Дата

График

работы по ликвидации задолженности по геометрии

ученика 7 «г» класса школы №432

Дата

Учебная тема

Форма контроля

Оценка

Подпись учителя

2.06.15

Начальные геометрические сведения

Задачи из сборника №3

Стр.5 № 1,2

Стр. 6 № 1,2

Стр. 7 № 3,4

Стр. 8 № 1,3

4.06.15

Треугольники

Задачи из сборника №3

Стр.9 № 1,2, 7

Стр. 10 № 1,2

5.06.15

Параллельные прямые

Задачи из сборника №3

Стр.11 № 1,2, 3

7.06.15

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Задачи из сборника №3

Стр.13 № 1,2,3, 7, 8

Прямоугольные треугольники

Задачи из сборника №3

Стр.15 № 4,5,6

9.06.15

Итоговая контрольная работа

Литература:

  1. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л.С. Атанасян (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
  2. Геометрия. 7 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
  3. Математика. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы «Гимназия», Е.М.Рабинович

С графиком ознакомлена:

ГРАФИК**

ликвидации студентами ДФО ФМ задолженностей по результатам зимней экзаменационной сессии 2014-2015 учебного года

Задолженность

(предмет)

преподавателя

Дата пересдачи

аудитория

Экономическая теория

Поплыко В.И.

(канд.наук, доцент)

9.00 ауд.311/4

14.35 ауд.311/4

Коломыс Э.В.

(канд.наук, доцент)

16.00 ауд.235/3

Высшая математика

Станишевская Л.В.

(канд.наук, доцент)

11.05 ауд.302/4

Конюх А.В.

(канд.наук, доцент)

12.00 ауд.430/2

Станишевская Л.В.

(канд.наук, доцент)

Холод Н.И.

(доктор наук, профессор)

11.15 ауд.302/4

Математический анализ

Конюх А.В.

(канд.наук, доцент)

12.00 ауд.430/2

Управление государственной собственностью

Богдан Н.И.

(доктор наук, профессор)

12.00 ауд.704/4

Менеджмент

Тележников В.И.

(канд.наук, доцент)

12.00 ауд.504/4

Компьютерные информационные технологии

Гулина О.В.

(канд.наук, доцент)

11.15 ауд. 404/4

Пунчик З.В.

(канд.наук, доцент)

13.05 ауд. 404/4

Плюгачев В.В.

(канд.наук, доцент)

14.35 ауд. 602/4

Гулин В.Н.

(канд.наук, доцент)

13.05 ауд.602/4

Финансы и финансовый рынок

Поздняков В.В.

(канд.наук, доцент)

15.00 ауд. 907/1

Марочкина В.М.

(канд.наук, доцент)

8.15 ауд.908/1

Экономика природопользования

Свидерская О.В.

(канд.наук, доцент)

12.00 ауд.207/4

Бухгалтерский учет

Снитко К.Ф.

(канд.наук, доцент)

9.45 ауд.214/2

Нетеса Л.И.

(канд.наук, доцент)

14.00 ауд.214/2

Горбач Н.Ф.

(канд.наук, доцент)

10.00 ауд.242/3

Макроэкономика

Подгайский А.Л.

(канд.наук, доцент)

8.15 ауд.235/3

Микроэкономика и макроэкономика

Базылева М.Н.

(канд.наук, доцент)

11.15 ауд. 235/3

Финансы и финансовый менеджмент

Наумчик С.О.

(канд.наук, доцент)

10.00 ауд. 805/1

Устойчивое развитие

Шимова О.С.

(доктор наук, профессор)

11.30 ауд. 207/4

Государственное управление

Государственное и местное управление

Буховец Т.В.

(канд.наук, доцент)

11.05 ауд.704/4

13.00 ауд.704/4

Производственные технологии

Кошевар В.Д.

(доктор наук, профессор)

15.00 ауд.121/3

Экологическое

нормирование

Германович Т.М.

(канд.наук, доцент)

11.15 ауд.207/4

Управление

организацией

Воронцов Е.В.

(канд.наук, доцент)

15.00 ауд.504/4

Экономика и управление инновациями

Нехорошева Л.Н.

(доктор наук, профессор)

12.00 ауд.502/4

Производственные технологии

Веренич С.И.

(канд.наук, доцент)

14.35 ауд.302/4

Организационное

поведение

Бодрова Э.М.

(канд.наук, доцент)

17.30 ауд.504/4

** Напоминаем, что перед тем, как получить ведомость на пересдачу, студенту следует произвести оплату. Поэтому обращайте, пожалуйста, внимание на время пересдачи, чтобы своевременно прибыть на экзамен.

Со стоимостью ликвидации задолженностей вы можете ознакомиться в рубрике «Студенту» («Полезные ссылки» – «Стоимость платных услуг»)

Понятие «академическая задолженность» официально закреплено в Законе «Об образовании в РФ». Им обозначается отсутствие удовлетворительных результатов у школьников и студентов по промежуточным аттестациям, которые проводятся после прохождения каждого предмета, модуля или курса (при отсутствии уважительных причин для этого).
Учащиеся именуют академическую задолженность «хвостами», которые все время приходится ликвидировать.

Для школьников, которые получают образование, наличие академической задолженности не является препятствием к продолжению учебы.

При наличии «хвостов» школьники могут быть отправлены на дополнительное обучение (оставлены на второй год), переведены на адаптированное или индивидуальное обучение.

Для студентов ВУЗов, учащихся ПТУ и других образовательных учреждений, в которых ведется профильное обучение, наличие академической задолженности чревато более серьезными последствиями. Дважды неликвидированная задолженность является основанием для отчисления.

Причины образования задолженности

К образованию академической задолженности могут приводить различные причины.

Самые распространенные из них следующие:

  • учащийся / студент не допущен к промежуточной аттестации;
  • учащийся / студент пропустил более половины занятий;
  • человек, проходящий обучение, не допущен к экзаменационной сессии;
  • студент пропустил зачет или экзамен без веской причины;
  • учащийся / студент получил неудовлетворительную оценку по предмету, модулю или курсу.

Еще одной причиной появления «хвостов» может быть невыполнение доработок и исправлений по требованию преподавателей по контрольным или курсовым работам. Таким образом, практически любое невыполнение учебного плана приводит к образованию академической задолженности.

Как проходит пересдача

Образовавшаяся академическая задолженность должна ликвидироваться в течение одного учебного года. Если задолженность имеется сразу по нескольким предметам, сроки ее ликвидации определяются учебным заведением.

Как правило, на пересдачу задолженности, образовавшейся во время зимней сессии, отводится 30 дней с начала нового семестра. «Хвосты», образовавшиеся летом, пересдаются в течение 30 дней с начала нового учебного года. В установленные сроки не входят периоды болезней, беременностей и академических отпусков.

В некоторых случаях руководство учебных учреждений может назначать углубленное изучение тех предметов, по которым отстают учащиеся.

Пересдавать один и тот же предмет можно не более двух раз. Первая пересдача проходит у того преподавателя, который обучал дисциплине.

При негативном результате вторая пересдача проводится уже в присутствии целой комиссии.

В состав комиссии, кроме преподавателя, может входить декан и еще один представитель факультета.

Что делать в случае образования академической задолженности

При возникновении академической задолженности необходимо придерживаться последовательности действий.

Нужно:

  • получить у преподавателя или в деканате бланк утвержденной формы, правильно его заполнить;
  • оплатить пересдачу предмета, сдать копию платежного документа и получить направление на ликвидацию академической задолженности;
  • подписать направление у декана или его зама;
  • в назначенное время пересдать дисциплину с положительным результатом.

Дополнительная сессия, во время которой назначаются пересдачи, проводится после завершения основных экзаменов. Отметим, что студенты, имеющие более трех задолженностей, к сессии не допускаются – они сразу отчисляются из учебного заведения.

На что обращать внимание

Следует помнить, что предупреждение образования «хвостов» может избавить от множества проблем с их ликвидацией. Чтобы не попасть в число должников, необходимо перед каждой сессией уточнять ее сроки, выяснять условия допуска к экзаменам, и на всякий случай узнавать условия их пересдачи.

Некоторые преподаватели не сразу ставят отрицательные оценки в ведомости и документы. Благодаря этому учащиеся могут пересдавать предметы по несколько раз еще во время текущей сессии, не дожидаясь времени для пересдач.

Студенты, проходящие обучение за бюджетные средства, не должны допускать образования долгов. Наличие задолженности хотя бы по одному предмету приводит к лишению стипендии на весь следующий семестр.

Еще один важный момент, который следует знать – некоторые преподаватели разрешают всем студентам пробовать пересдавать предметы на более высокие оценки. Благодаря этому учащиеся, которые надеются на красный диплом, пересдают некоторые дисциплины одновременно с должниками.