Меню Рубрики

Айвазовский синопский бой 1853. Гармония сражений: морские бои Айвазовского

С о времен Петра Великого море было для Российской империи окном в Европу и залогом будущего развития и потому - одним из важнейших полей сражений. И в лице Айвазовского государство нашло отличного певца своих побед. Сам художник был очарован русским флотом и охотно брал государственные заказы. Недаром, едва выпустившись из Академии художеств, он был направлен самим императором Николаем I сопровождать его сына, великого князя Константина, в практическом плавании по Балтике. На протяжении своей жизни Айвазовский не раз обращался к теме войн. Вспомним самые яркие полотна.

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. 1848. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского

Одно из сражений Русско-турецкой войны, которое произошло близ острова Хиос в Средиземном море. Русская эскадра, которую возглавлял Алексей Орлов, одержала победу над вдвойне превосходящими силой турками. На картине изображен ключевой момент боя - столкновение кораблей «Святой Евстафий» и «Бурдж-у-Зафера».

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. 1848. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского

Важнейшее сражение той же войны, благодаря победе в котором Алексей Орлов получил почетное прозвание Чесменский. Оно произошло на следующий день после Хиосского - турки отступили из Хиосского пролива в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей. На картине изображен момент, когда один из русских брандеров поджигает вражеское судно, а шлюпка с экипажем, покинувшим горящий брандер, подходит к нашему флагману «Три иерарха».

Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года

Победоносный бой во время Русско-шведской войны - и опять в царствование Екатерины Великой! Умела она подбирать командиров. Русским флотом командовал адмирал Василий Чичагов. Столпотворение на море было огромным - только со стороны шведов участвовали 35 линейных кораблей и фрегатов и 366 малых кораблей. За победу Чичагов стал первым из флотоводцев, пожалованным орденом Святого Георгия I степени.

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Кузнецова

Наваринское сражение, которое состоялось в одноименной бухте Ионического моря, близ полуострова Пелопоннес, - редкий пример битвы XIX века, в которой Англия, Франция и Россия сражались на одной стороне. Их противником был флот Османской империи, который выступал против попыток Греции освободиться из-под ее владычества. Айвазовский запечатлел флагман «Азов», на котором, кстати, служили тогда еще никому не известные лейтенант Нахимов и мичман Корнилов. Корабль поврежден, однако берет на абордаж турецкое судно.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (в 1829 году). 1890. Феодосийская картинная галерея

Сражение, изображенное на картине, случилось в 1829 году, когда русский бриг «Меркурий» патрулировал пролив Босфор. Из-за слабого ветра он не смог уйти от погони и был атакован турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей». Имея всего 18 пушек против 200 вражеских, маленький храбрый «Меркурий» сумел повредить обоих турок и, потеряв четырех человек убитыми, вернуться в Севастополь .

Десант Николая Раевского у Субаши

Десант Николая Раевского у Субаши. 1839. Самарский областной художественный музей

Операцию, которая прошла в 1839 году, молодой Айвазовский видел собственными глазами: адмирал Михаил Лазарев пригласил его стать свидетелем битв Кавказской войны. Ныне Субаши - это сочинский район Головинка, а в те годы это были дикие черкесские территории. Раевский высадил десант в устье рек Шахе и Субаши, отбил территорию у горцев и построил на ней форт. Айвазовский участвовал в высадке, делая зарисовки. На обороте картины есть надпись: «Принадлежит старшему в роде Раевских, без права продавать».

Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя)

Крымской войне, непосредственным свидетелем которой он был, Айвазовский посвятил не одну работу. Синопский бой стал чуть ли не последним крупным сражением парусных флотов - позже наступила эра паровых кораблей, хотя Айвазовский в своих картинах еще полвека останется преданным парусам и реям. Русский флот возглавлял вице-адмирал Нахимов. Он же поручил князю Виктору Барятинскому на месте набросать схему расположения кораблей, которая была передана Айвазовскому для работы. Картину художник написал действительно по горячим следам.

«История еще не знала столь решительного боя со столь необычными результатами» (Адмирал флота И. С. Исаков)

Промышленная революция середины XIX века привела к беспрецедентным изменениям в военном деле: новые технические средства ведения боевых действий означали закат концепции «вооруженной нации», выдвинутой Французской революцией, и рождение доктрины «нации на войне», не потерявшей актуальности до наших дней. Первым вооруженным конфликтом новой эпохи принято считать Крымскую войну (другое название – Восточная война) 1853–56 годов. Каждое из сражений этой войны открывало новую страницу мировой военной истории – не стало исключением и Синопское сражение. Вот некоторые факты об этой морской битве.

Последнее сражение парусных флотов

Сражение, произошедшее 30 ноября 1853 года около города Синоп на черноморском побережье Турции между турецкой и русской эскадрами, считается последним боем эпохи парусных флотов и первым – с применением бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами.

Турецкие силы

Силы турецкой эскадры, прибывшей в Синоп из Стамбула и готовившейся к высадке крупного морского десанта в районе Сухум-Кале (современное название – Сухум) и Поти, состояли из двух пароходофрегатов, семи парусных фрегатов, трех корветов и четырех транспортов.

Корабли турецкой эскадры

Тип корабля

Название

Количество пушек

Парусный фрегат

«Низамие»

Парусный фрегат

«Несими Зефер»

Парусный фрегат

«Навек Бахри»

Парусный фрегат

«Дамиад»

Парусный фрегат

«Каиди Зефер»

Парусный фрегат

«Аунни Аллах»

Парусный фрегат

«Фазли Аллах»

«Нежм Фишан»

«Фейзе Меабуд»

«Гюли Сефид»

Пароходофрегат

Пароходофрегат

«Эркиле»

Итого

А. П. Боголюбов, «Истребление турецкого флота в Синопском сражении. 1854 год». К сожалению, единственными доступными изображениями турецких кораблей являются картины российских художников

Флагманским кораблем турецкой эскадры являлся фрегат «Аунни Аллах». По данным русскоязычных источников, командование турецкими кораблями осуществлял Осман-паша, в свою очередь, англоязычные источники (в частности, книга Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи «Всемирная история войн») называют в качестве командующего Гусейн-пашу. Возможно, Гусейн-паша принял командование эскадрой уже в ходе боя, после ранения Осман-паши.

Турецкий адмирал Осман-паша. Портрет приведен в книге H. M. Hozier «The Russo-Turkish War» без указания даты

Турецкая береговая оборона состояла из шести артиллерийских батарей (одна восьмиорудийная, три шестиорудийные и две батареи неустановленного состава), имевших на вооружении 38 пушек.

Русские силы

Русская эскадра состояла из шести линейных кораблей, двух парусных фрегатов и трех пароходофрегатов.


И. К. Айвазовский, «Смотр Черноморского флота в 1849 году». Вторым в колонне идет линейный корабль «Ростислав», участвовавший в Синопской битве

Корабли русской эскадры

Тип корабля

Название

Количество пушек

Линейный корабль

Линейный корабль

«Великий князь Константин»

Линейный корабль

«Три святителя»

Линейный корабль

«Императрица Мария»

Линейный корабль

Линейный корабль

«Ростислав»

«Кулевчи»

Пароходофрегат

«Одесса»

Пароходофрегат

Пароходофрегат

«Херсонес»

Итого

Командовал русской эскадрой вице-адмирал Павел Степанович Нахимов, а флагманским кораблем являлся линкор «Императрица Мария».

Дилемма Осман-паши

Синопская битва имела своеобразную прелюдию. Подойдя к Синопу 23 ноября и обнаружив в бухте отряд турецких кораблей, адмирал Нахимов решил блокировать порт силами трех линейных кораблей («Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав») до прибытия подкрепления из Севастополя. Значительная часть историков осуждает турецкого адмирала за то, что, имея значительное преимущество в артиллерии (472 пушки против 252), он не атаковал русские корабли. Однако авторы учебных пособий по военно-морской тактике относятся к Осман-паше более лояльно. По их мнению, адмирал Нахимов, блокировав порт, оставлял турецкому «коллеге» два варианта развития событий: или, взяв на борт десант, прорываться к Сухум-Кале и Поти, или попытаться уничтожить русские корабли и потом принять на борт десант. Первый вариант мог привести к значительным жертвам среди десанта, а во втором случае русские корабли могли отступить, не принимая боя, и, дождавшись возвращения турецких кораблей в порт, возобновить блокаду. Поэтому многие специалисты по военно-морской тактике считают решение турецкого адмирала ждать подкрепления абсолютно оправданным.

Кильватерные колонны – залог успешной атаки

После прибытия подкрепления адмирал Нахимов решил атаковать турецкую эскадру. Поскольку основную угрозу для своих кораблей он видел в турецких береговых орудиях, способных использовать в бою раскаленные ядра, была выбрана тактика, призванная максимально сократить время боя. Для сокращения времени выхода на огневые позиции русские корабли должны были двигаться двумя кильватерными колоннами (правую колонну (в составе линкоров «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав») вел сам Нахимов, левую (в составе линкоров «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя») – контр-адмирал Ф. М. Новосильский). Для сокращения времени огневого контакта открытие огня планировалось с дистанции 1,5–2 кабельтова (около 270–370 метров).


И. К. Айвазовский, «120-пушечный корабль «Париж»». «Париж» и однотипные с ним линкоры «Великий князь Константин» и «Три святителя», обшитые ниже ватерлинии стальными листами и вооруженные бомбическими орудиями, составляли основную боевую силу русской эскадры

Уничтожение целой эскадры всего за 3,5 часа

Сражение началось в 9 часов 30 минут с поднятия на линейном корабле «Императрица Мария» сигнала «Приготовиться к бою и идти на Синопский рейд». Активная часть боя началась в 12 часов 28 минут, когда турецкий флагманский корабль «Ауни Аллах» дал первый залп по русским кораблям. Сражение длилось до 16 часов и завершилось полным разгромом турецкой эскадры. По итогам боя фрегат «Навек Бахри», два корвета («Нежм Фишан» и «Гюли Сефид») и пароходофрегат «Эркиле» были уничтожены, а шесть фрегатов («Аунни Аллах», «Фазли Аллах», «Низамие», «Несими Зефер», «Дамиад» и «Каиди Зефер») и корвет «Фейзе Меабуд» – выбросились на берег. Общие потери турок составили до 3000 человек убитыми и ранеными, а также 200 человек пленными, включая адмирала Осман-пашу.

Увольнение – «награда» за спасение корабля

Единственным спасшимся турецким кораблем является пароходофрегат «Таиф» под командованием капитана Адольфа Слейда (иногда встречается другой вариант написания – Слэд) – англичанина, принявшего ислам (русскоязычные источники не имеют однозначного мнения о мусульманском имени капитана, именуя его «Яхья-бей» или «Мушавер-паша»).

Не менее противоречива история с прорывом корабля из Синопа. Вопреки расхожему мнению, «Таиф» не покинул Синопскую бухту сразу после начала боя, а пошел на прорыв только около 13 часов (по другой версии – 14 часов). Точно известно, что корабль участвовал в бою – среди команды было 11 убитых и 17 раненых. По наиболее распространенной версии, по возвращении в Стамбул капитан Адольф Слейд был уволен со службы с лишением чина за «недостойное поведение». По легенде султан Абдул-Меджид был очень недоволен бегством «Таифа», сказав: «Я бы предпочел, чтобы он не спасся бегством, а погиб в бою, как и остальные» .

Адольф Слейд. Изображение впервые приведено в «Dictionary of National Biography, 1885-1900» без указания даты

Небольшой турецкий город-порт Синоп лежит на узком перешейке полуострова Бостепе-Бурун южного берега Черного моря. Он имеет прекрасную гавань, которая особенно важна потому, что по этому берегу большого Анатолийского (Малоазиатского) полуострова нет другой такой же удобной и спокойной бухты. У Синопа 18 (30) ноября 1853 произошло главное морской сражение Крымской войны 1853 – 1856 .

После объявления Россией войны Турции (1853) вице-адмирал Нахимов с кораблями «Императрица Мария», «Чесма » и «Ростислав» был послан начальником всех русских войск в Крыму, князем Меншиковым в крейсерство к берегам Анатолии. Проходя вблизи Синопа, Нахимов увидел в бухте отряд турецких судов под защитою береговых батарей и решил тесно блокировать порт, чтобы с прибытием из Севастополя кораблей «Святослав» и «Храбрый» атаковать неприятеля. Погода стояла мрачная, дождливая, со свежим восточным ветром и довольно сильным волнением от норд-оста. Несмотря на это, эскадра держалась весьма близко к берегу, чтобы не позволить туркам уйти ночью из Синопа в Константинополь (Стамбул).

16 ноября к отряду Нахимова присоединилась эскадра контр-адмирала Новосильского (120-пушечные корабли «Париж», «Великий князь Константин» и «Три Святителя», фрегаты «Кагул» и «Кулевчи»). На другой день Нахимов пригласил на флагманский корабль («Императрица Мария») командиров судов и сообщил им план предстоящего сражения с неприятельским флотом. Решено было атаковать двумя колонами: в 1-й, ближайшей к неприятелю, – корабли отряда Нахимова, во 2-й – Новосильского; фрегатам же предстояло под парусами наблюдать за неприятельскими пароходами. Якоря было приказано бросить со шпрингами (тросами, облегчающими удержание корабля в заданном положении) по возможности ближе к противнику, имея наготове верпы и кабельтовы. Консульские дома и сам город Синоп предполагалось щадить, поражая лишь суда и батареи.

Синопское сражение 1853 года. План

Утром 18-го ноября 1853 шел дождь при порывистом ветре от ост-зюйд-ост, самом неблагоприятном для захвата неприятельских судов (разбитые, они легко могли выброситься на берег). Полдесятого утра, держа гребные суда у бортов кораблей, русская эскадра направилась к рейду. В глубине Синопской бухты 7 турецких фрегатов и 3 корвета были расположены лунообразно, под прикрытием 4 батарей (одна – 8-орудийная, три – по 6 орудий каждая); за боевой линией стояли 2 парохода и 2 транспорта.

В половине первого дня, по первому выстрелу с 44-пушечного фрегата «Аунни-Аллах», по русским был открыт огонь со всех неприятельских судов и батарей. Корабль «Императрица Мария» был засыпан ядрами и книпелями (снарядами для разрушения мачт и парусов). Большая часть его рангоута (устройств для управления парусами) и стоячего такелажа оказалась перебитой, у грот-мачты осталась нетронутой только 1 ванта. Однако этот корабль безостановочно шел вперед и, действуя батальным огнем по неприятельским судам, отдал якорь против фрегата «Аунни-Аллах». Не выдержав и получасового боя, тот выбросился на берег. Тогда наш флагманский корабль обратил свой огонь исключительно на 44-пушечный фрегат «Фазли-Аллах», который вскоре загорелся и тоже выбросился на сушу.

Синопское сражение. Картина И. Айвазовского, 1853

После этого действия корабля «Императрица Мария» в Синопском сражении сосредоточились на батарее № 5. Корабль «Великий князь Константин», встав на якорь, открыл сильный огонь по батарее № 4 и 60-пушечным фрегатам «Навек-Бахри и «Несими-Зефер». Первый был взорван через 20 минут после открытия огня, осыпав обломками и телами батарею № 4, которая затем почти перестала действовать. Второй же выброшен ветром на берег, когда у него была перебита якорная цепь. Корабль «Чесма» своими выстрелами срыл батареи №№ 4 и 3. Корабль «Париж», стоя на якоре, направил батальный огонь по батарее № 5, корвету «Гюли-Сефид» (22-пушечному) и фрегату «Дамиад» (56-пушечном). Взорвав же на воздух корвет и отбросив на берег фрегат, он стал поражать 64-пушечный фрегат «Низамие», фок- и бизань-мачты последнего были сбиты, а само судно сдрейфовало к берегу, где вскоре загорелось. Тогда «Париж» снова начал обстреливать батарею № 5. Нахимов, восхищенный действиями этого корабля, приказал прямо во время сражения изъявить ему свою благодарность, но не на чем было поднять соответствующий сигнал: все фалы оказались перебитыми. Корабль «Три Святителя» вступил в борьбу с фрегатами «Каиди-Зефер» (54-пушечным) и «Низамийе». Первыми же выстрелами турок у «Трёх Святителей» перебило шпринг. Повернувшись по ветру, этот русский корабль подвергся меткому продольному огню батареи № 6, от чего сильно пострадал его рангоут. Но, заворотив снова корму, «Три Святителя» стал очень удачно действовать по «Каиди-Зеферу» и другим вражеским судам, принудив их броситься к берегу. Корабль «Ростислав», сосредоточив огонь на батарее № 6 и 24-пушечном корвете «Фейзе-Меабуд», отбросил корвет на берег.

В половине второго часа дня из-за мыса показался русский пароход-фрегат «Одесса», под флагом генерал-адмирала Корнилова , в сопровождении пароходов «Крым» и «Херсонес». Эти суда немедленно приняли участие в Синопском бою, который однако уже близился к концу, так как силы турок были исчерпаны. Батареи №№ 5 и 6 продолжали беспокоить наши корабли до 4 часов, но «Париж» и «Ростислав» вскоре разрушили их. Между тем остальные неприятельские суда, зажженные, по-видимому, своими экипажами, взлетали на воздух одно за другим. От этого в городе Синоп распространился пожар, который некому было тушить.

Синопское сражение

В числе пленных находился начальник турецкой эскадры, вице-адмирал Осман-паша, и два судовых командира. По окончании Синопского сражения русские корабли начали исправлять повреждения в такелаже и рангоуте, а утром 20 ноября снялись с якоря, чтобы на буксире пароходов следовать в Севастополь. За Синопским мысом эскадра встретила большую зыбь от норд-оста, так что пароходы вынуждены были отдать буксиры. Ночью ветер стал сильнее, и суда направились под парусами. 22-го ноября 1853, около полудня, победоносные русские корабли при общем ликовании вошли на Севастопольский рейд.

Победа в Синопском сражении имела очень важные последствия для хода Крымской войны: она освободила кавказское черноморское побережье России от опасности турецкой высадки.

Пожалуй, главное место в творческом наследии Айвазовского занимают картины, которые художник посвятил героическим подвигам русского флота. По картинам мастера баталии можно, пожалуй, составить своеобразную летопись истории русского флота. Начать ее можно сражениями времен Петра I, а закончить событиями, которые переживал художник при жизни, а именно, Крымская война 1853-56 годов и русско-турецкая война 1877-78 годы, в которой Россия билась за освобождение Балкан.

Главный российский Морской штаб сделал Айвазовского в 1844 году своим живописцем. ВЫ период Крымской войны 1853-56 годов в Синолпской бухте, 18 ноября 1853 года состоялось морское сражение между эскадрами России и Турции. Эскадра турецкого правителя Осман-паши, выйдя из Константинополя для осуществления боя в Сухум-Кале. Остановилось на время в Синопской бухте. Задачей русского черноморского флота было воспрепятствовать противнику и не дать ему возможность предпринять активные действия. Русской черноморской эскадрой командовал вице-адмирал П.С.Нахимов. Проводя рейд крейсерского дежурства, эскадра в составе которого было три линкора, обнаружив затаившуюся в бухте турецкую эскадру, перекрыло ей выход, и заблокировала ее. В Севастополь была отправлена просьба о поддержке. В русской эскадре к моменту этой битвы насчитывалось всего шесть линкоров и два фрегата. В составе турецкой флотилии было семь фрегатов, два парохода - фрегата, три корвета, два транспорта и два брига. Русские корабли были оснащены 720 орудиями, на борту турецкого флота насчитывалось 510 орудий. Бой, который завязался в Синопской бухте, продолжался 4 часа, в результате почти весь турецкий флот (кроме парохода «Таиф») был полностью разгромлен. В этом сражении турки потеряли утонувшими и убитыми более 3000 человек, в плен попали примерно 200 человек, в том числе и командующий турецким флотом. Со стороны русской флотилии убитых было намного меньше, всего 37 человек, а раненных 235 человек.

В результате победы в Синопской бухте флот России получил господство в водах Черного моря и сумел сломать замыслы турок о высадке десанта на Кавказе.

Узнав о случившемся, Айвазовский срочно поехал в Севастополь, чтобы со слов очевидцев воссоздать картину боя. Уже совсем скоро в Севастополе выставлялись две работы Айвазовского, посвященные Синопскому бою. Адмирал Нахимов, посетивший выставку, высоко оценил работы художника и сказал, что они очень верно передают события.


Синопское сражение 1853 года увековечило славу российских моряков. Именно благодаря ему Запад заговорил о мощи российского флота.

«Лебединой песней парусного флота» называют Синопское сражение, ставшее последней битвой парусных флотов. В честь этой победы русских моряков в Крымской войне 1 декабря объявлен Днем воинской славы России. В сражении между русской и турецкой эскадрами были уничтожены все, кроме оного, корабли турок. Русский флот потерь не понес.

Карта сражения при Синопском рейде. 30.11.1853

Английская пресса весьма негативно оценила действия русских моряков, назвав сражение «Синопской резней». Пущена была даже ложная информация о том, что русские расстреливали в воде турок, пытавшихся спастись с тонущих судов. В конечном итоге события 30 ноября подтолкнули Великобританию и Францию к вступлению в войну (в марте 1854) на стороне Османской империи.

В сражении на рейде турецкого порта Синоп всего за 4 часа удалось победить противника - столько длился бой. Началось все с того, что русские патрульные корабли обнаружили морские суда турков в Синопской бухте. Те намеревались перебросить силы на Кавказ - к Сухуми и Поти. Командующий российским флотом, адмирал Павел Нахимов приказал блокировать выход из бухты и вызвать подкрепление из Севастополя. Эскадра двумя колоннами, одну из которых вел Нахимов, вторую - контр-адмирал Федор Новосильский, вошла в бухту. Под шквальным огнём неприятеля российские корабли приблизились к турецким судам и только с расстояния 300 метров точными бортовыми залпами уничтожили все корабли Осман-паши. Лишь один смог выйти из бухты, оторваться от преследования, дойти до Стамбула и сообщить о крахе эскадры. Турецкий адмирал попал в плен, его палаш до сих пор хранится в музее Севастополя. Потери противника составили более 3000 человек убитыми и ранеными. Со стороны России погибли 38 матросов, чуть больше 200 были ранены.

И.К. Айвазовский. Русские корабли в Синопской битве. 1853

У турок было численное преимущество - 16 кораблей против 8 русских судов. Правда, у них не было ни одного линейного, что в общей сложности давало 500 орудий, против 720 у россиян, имеющих 6 линкоров. И даже помощь 38 пушек береговой охраны не спасла турецкий флот от гибели. Стоит добавить, что русские впервые применили 68-фунтовые бомбические орудия, которые стреляли разрывными снарядами. Именно это оружие во много определило столь блестящую победу России. Залп из бомбических пушек мог отправить на дно любой из существующих на то время кораблей. Применения такого оружия стало фактически концом для классических парусных деревянных военных судов.

И.К. Айвазовский. 120-пушечный корабль «Париж»

Адмирал Нахимов командовал сражением с корабля «Императрица Мария». Флагману досталось больше всех - его буквально засыпали вражеские ядра, была перебита большая часть мачт и рангоута. Тем не менее, «Императрица Мария» шла вперед, сокрушая на своем пути турецкие корабли. Подойдя к турецкому флагману «Ауни Аллах», российский флагманский корабль встал на якорь и в течении получаса вел бой. В результате «Ауни Аллах» загорелся и выбросился на берег. После этого «Императрица Мария» победила еще один турецкий фрегат «Фази Аллах» и отправилась на сражение с пятой батареей.

Отличились в бою и другие корабли. Нахимов во время боя обычно выражал благодарность морякам за хорошее сражение. На этот раз ему понравились действия линкора «Париж». Стоя на якоре, корабль открыл батальный огонь по корвету «Гюли-Сефид» и фрегату «Дамиад». Взорвав корвет и отбросив на берег фрегат, поразил огнем фрегат «Низамие», судно сдрейфовало к берегу и вскоре загорелось. Командующий приказал просигналить свою благодарность команде, но сигнальные башни на флагмане были разбиты. Тогда он отправил шлюпку с моряками, которые лично передали благодарность адмирала морякам «Парижа».

Окончив сражение, корабли русского флота начали исправлять повреждения, и через два дня снялись с якоря, чтобы следовать в Севастополь. Около полудня 4 декабря при общем ликовании они победоносно вошли на Севастопольский рейд. Адмирал Нахимов, который добился этой блестящей победы, погиб через полтора года во время осады Севастополя.

А.Д.Кившенко. Палуба линейного корабля «Императрица Мария» во время боя при Синопе. . 1853 год

Синопское сражение увековечило российских моряков в истории. Именно благодаря ему Запад заговорил о мощи российского флота. Кроме того, эта морская битва стала одним из наиболее ярких примеров полного уничтожения неприятельского флота на его собственной базе.

А.П. Боголюбов. Синопское сражение

Узнав о победе под Синопом, знаменитый маринист Иван Айвазовский немедленно выехал в Севастополь, куда вернулись суда Черноморского флота. Художник расспрашивал обо всех деталях боя, о расположении кораблей, о том, что Нахимов завязал бой «на самой близкой дистанции». Собрав необходимые сведения, художник написал две картины - «Синопский бой днем», о начале сражения, и «Синопский бой ночью» - про его победоносное окончание и разгроме турецкого флота. «Картины чрезвычайно верно сделаны», - отозвался о них адмирал Нахимов, герой Синопа.